Введение в криптобиологию
ВИНОГРАДОВ Анатолий Валентинович,
К.б.н., доцент Самарского государственного Педагогического университета
(заочный доклад)
К.б.н., доцент Самарского государственного Педагогического университета
(заочный доклад)
Далеко не все специалисты признают право этой науки на существование вообще или в качестве самостоятельной дисциплины. Тем не менее, она имеет свой специфический объект исследования. Сущность криптобиологии (от греческого слова «криптос» - скрытый) можно определить как отрасль биологии, занимающуюся поиском существ, считающихся по каким-либо причинам мифическими, легендарными. Разумеется, не всякий поиск обязательно должен увенчаться поимкой или находкой реального существа, так как оно может быть действительно порождением воображения и фольклорного творчества. В таком случае нужно собрать сведения, убедительно доказывающие нереальность существа. Расшифрованный объект становится впоследствии объектом исследования биологии или мифологии. Криптобиологию можно подразделить на криптозоологию, криптоботанику и т.д.
Международное общество криптозоологии создано в 1982 г., его штаб-квартира находится в Соединенных Штатах Америки, оно издает ежегодный журнал «Cryptozoology» (Криптозоология) и ежеквартальный бюллетень «ISC Bulletin» (Бюллетень Международного общества криптозоологии). Основатель и президент общества - французский зоолог бельгийского происхождения Бернар Эйвельманс. Именно он подсказал А.Конан Дойлу идею научно-фантастического романа «Затерянный мир». Писатель создал в 1912 г. это замечательное произведение, которое сейчас уже смело можно считать классическим в приключенческом жанре, не на пустом месте, а на основе воспоминаний полковника Фоссета, посетившего в 1908 г. плато Неблина (Туманное), укромный природный уголок на границе Бразилии и Боливии. Натуралисты изучали впоследствии (и не так давно) это уникальное место и обнаружили действительно редкостную флору и фауну, правда, пока, без динозавров и обезьянолюдей.
Не без влияния Б.Эйвельманса и других криптозоологов появилось целое направление в искусстве. Вспомним хотя бы весьма нашумевшие художественные фильмы (и книги) «Воспоминания о будущем», «Челюсти», «Кинг Конг», «Легенда о динозаврах», «Парк юрского периода». Новелла о последнем мамонте, уцелевшем в холмах Аляски, есть у Джека Лондона. В сказах Бажова есть Великий Полоз. Писатель И.А.Ефремов создал образы полувымершего африканского страшилища гишу - помеси гиены и льва, и монгольского ядовитого червя олгой хорхой. Примечательна монография Артура Кларка «Таинственный мир», вышедшая в 1980 г. в Лондоне, в ней много сведений о различных загадках - от «снежного человека» до тунгусского метеорита и неопознанных летающих обьектов. Да и в народных сказках, фольклоре у сказочных персонажей обычно можно найти реальную первооснову: у Жар-птицы, например, это павлин. Выяснилось, что реальные прототипы есть и в других художественных произведениях. Оказывается, аленький цветочек из сказки С.Т.Аксакова – это пион тонколистный Paeonia tenuifolia L., ныне редкое растение Волго – Уральского междуречья; именно здесь жил и творил великий писатель (территория Самарской и Оренбургской областей). А музыкальный «Соловей» А.А.Алябьева – самарский соловей обыкновенный Luscinia luscinia L.; композитор написал знаменитый романс после отдыха в Самарской губернии; кстати, орнитологи признают самарского соловья по пению лучшим, особенно после того, как пишет Брем, как курских соловьев повыловили на продажу.
В 1985 г. на 3-м Международном конгрессе систематики и эволюционной биологии состоялся симпозиум по теме «Поиск животных, неизвестных или считающихся вымершими». На этом совещании криптозоологов выступил, в частности, доктор Х.Хаммер, эксперт МСОП (Международного Союза охраны природы) по кошачьим. Он изложил собранные им сведения о легендарной онзе за полгода до ее официального открытия.
В нашей стране криптозоологи сконцентрировали свои усилия преимущественно на поиске реликтового гоминоида, больше известного под названием «снежный человек». Существует Семинар по реликтовому гоминоиду при Дарвиновском музее в Москве, называемый еще Смолинским (в честь П.П.Смолина), который проводит регулярные совещания. Создано общество криптозоологов (119435, Москва, Г-435, ул. Малая Пироговская, 1, Дарвиновский музей). В этих объединениях есть авторитетные лидеры, но мало людей науки, тем более ученых криптозоологов.
Существуя с 1958 - 1959 гг., когда Семинар принял эстафету от комиссии по реликтовому гоминоиду при Президиуме Академии наук СССР под председательством С.В.Обручева, созданной по инициативе профессора Б.Ф.Поршнева, - он переживает ныне второе рождение. Создано Общество по изучению тайн и загадок Земли (117804, Москва, ул.Кедрова, д.8, корп. 3, УНИО, телекс 411700 UNIO , телефакс 202216).
В Самаре создано Общество нетрадиционных исследований, под руководством кандидата геолого-минералогических наук, уфолога В.И.Авинского (Тюрина). При этом обществе открыта секция криптобиологии (под руководством кандидата биологических наук А.В.Виноградова). 9 - 12 октября 1990 г. в Санкт-Петербурге состоялась Всесоюзная конференция «Криптозоология и экология редких животных» (Обращение в Президиум Российской Академии наук..., 1996; Леший: экология, физиология, генетика, 1996).
В настоящее время в методике поиска и исследований гоминоида, как и других загадочных существ, необходим качественный скачок. Никого уже не удовлетворяют традиционные поиски типа «увидел - рассказал» или сбор свидетельств. В дополнение к этим методам необходимо применение технических средств - фото- , кино- и других приборов, проектирование специальных заповедников, разработка эффективных методов охраны редких существ. Необходимо издание специального журнала, периодически публикующихся сборников, создание архива - все это нужно для сопоставления и анализа фактов в будущем. Информация должна накапливаться, храниться, изучаться. Требуется осмысление объекта поиска и с иных позиций. Во всяком случае, нужно иметь в виду, что объект может быть не тем, что понималось традиционно, например, полтергейстом, представителем внеземной или параллельной цивилизации, иным существом параллельного мира, либо чем-нибудь вообще иным. В соответствии с этим нужны и новые методы.
Считается принципиальным вопрос о добыче этих существ, что предполагает определенное насилие вплоть до лишения жизни. Тут есть свои сторонники и противники. Следует пояснить, что для научного признания существа нужно его исследовать, а для этого нужно оно само, а не рассказы о нем. В конце концов, загадочное, вероятно редчайшее и исчезающее существо и убивать не обязательно, но поймать и ознакомить с ним научный мир просто необходимо. Для научного признания достаточны и останки существа, по крайней мере, вещественные следы его существования и деятельности, но только те следы, которые специалистами будут признаны неоспоримыми и достаточными. Разумеется, следует подумать об изобретении специальных, щадящих ловушек, это актуально для изучения всех иных редких существ. Нужно подчеркнуть, что поимка существа для изучения – в интересах сохранения этого вида, потому что только в случае его научного и юридического признания можно будет серьезно ставить вопрос о его сохранении в природе.
Несмотря на наличие известных авторитетов (за рубежом это Б.Эйвельманс, А.Т.Сандерсон, у нас - Б.Ф.Поршнев, И.И.Акимушкин, Д.Ю.Баянов, М.Г.Быкова, И.С.Гурвич, А.М.Кондратов, Ж.И.Кофман, Н.Н.Непомнящий, В.Б.Сапунов, И.Ф.Бурцев и др.), криптобиология в нашей стране находится только в начале своего пути. Тем не менее, перед ней открываются широкие перспективы. Исследования можно проводить как на краеведческом, так и на ином уровне.
Криптобиология появилась на стыке биологии и мифологии. Как новая научная дисциплина, она сформулирована недавно, хотя отдельные стороны ее имеют давние корни. Криптобиологию можно определить как биологическую науку, занимающуюся поиском и изучением существ, о которых имеются сведения мифологического, легендарного, устаревшего устного и письменного характера.
Наука эта связана с зоологией, ботаникой, мифологией, демонологией, историей, геральдикой, фольклористикой, палеонтологией. Задача ее - расшифровать и выявить рациональные сведения о существах из легенд, после чего отнести предмет изучения либо к биологии, либо к мифологии. К данной дисциплине имеют отношение тератология (наука об уродствах) и такие отрасли, которые можно назвать реликтоведение (наука о реликтах) и феноменология (наука об «аномальных», необычных явлениях, чудоведение; или эниология - изучает экстрасенсорное целительство, биолокацию, неопознанные летающие объекты, полтергейст, телекинез, ясновидение и другое), уфология (наука о неопознанных летающих объектах).
Криптобиологический метод - анализ фольклора, сбор свидетельств и преданий, фото и киносьемки, фиксация следов, сбор вещественных доказательств, наблюдения в природной обстановке, расшифровка старых текстов и гербов. Криптобиологи проверяют сообщения о встречах с таинственными существами и сами участвуют в поимке их.
Ж.И.Кофман видит методологию криптобиологии в следующей схеме. Отправная точка поиска - рассказы и слухи. Проверяются они на достоверность разными способами. Оцениваются содержание, повторяемость, анатомическая, биологическая, этологическая правдоподобность, а также личность рассказчика. Привлекаются знания о геологической истории региона, его палеонтологической летописи, истории формирования его фауны и флоры. Большую роль в поиске играют описания древних авторов, путешественников, натуралистов, старинные летописи, документы, архивы, археологические сведения, интерпретация предметов искусства, фольклора, данных лингвистики и топонимики. Часто применяются методы криминалистики: это опрос свидетелей, составление «робот-портрета» животного, снятие отпечатков следов и т.п.
На стыке криптозоологии и фольклористики можно выделить демонологию (от слова «демон»). Путем анализа древних текстов и легенд разных народов исследователи пытаются узнать, были ли в их основе реальные персонажи. Из работы Д.Баянова (1991), например, следует, что в основе легенд о леших, домовых, русалках, водяных (славянских народов), арсури и упате (чувашей), вирь-аве и ведь-аве (мордвы), сыу анасы и шурале (татар), шайтана и шурали (башкир) - лежат факты встреч с реальными существами, реликтовыми гоминоидами, которые ранее не были большой редкостью. Из легенд и мифов можно почерпнуть подробные сведения о внешнем виде человекообразных существ. Гоминологию определяют как раздел приматологии, изучающий грань между зоологией и антропологией. Выделяют также инфернологию - дисциплину по изучению «нечисти».
Анализ других легенд, например, башкирских о драконе - аджахе, показывает, что часто за таинственных существ в водоемах принимают крупных рыб, в первую очередь, щуку, белугу, сома.
Самые первые сведения для России о загадочных реликтовых гоминоидах известны с территории Среднего Поволжья - это описание секретаря арабского посольства Ахмеда Ибн-Фадлана.
Очень актуальным оказалось криптозоологическое изучение старого самарского герба в связи с возвращением городу прежней символики. Важно было знать, что за «дикая коза» была расположена на гербе. М.Г.Быкова считает, и вполне обоснованно, что «дикий человек с дубовым венком, несущий булаву», изображенный на древнем гербе Кондинского района нынешней Тюменской области, - это реликтовый гоминоид. У исследователей появились обоснованные предположения, что дракон, изображенный на Московском гербе, не вполне мифическое, а реальное существо.
Задача криптобиологии - извлечь рациональные зерна из мифов, преданий, и расшифровав, «передать» объекты либо в сферу деятельности зоологии и ботаники, либо оставить их мифологии. Особенно важны эти данные для биологии, если «следы» существ сохранились только в мифах.
Криптобиология - наука пограничная, на стыке разных дисциплин. Пока трудно очертить всю сферу ее деятельности, но можно наметить направления.
Это, например, расшифровка прототипов в геральдике (науке о гербах). Некоторые редкие виды уже сейчас переходят в символику: так осетр является гербом службы рыбоохраны. На старых гербах некоторых животных разгадать можно просто. Например, на гербе г.Бугульмы Самарской губернии изображена рыба «пеструшка», то есть ручьевая форель - редкая ныне в Самарской области и Поволжье рыба. С прототипами иных существ бывает сложнее, и поэтому требуется специальное исследование.
Иногда требуется расшифровать старинные тексты. Например, в Бурятском филиале Академии наук России есть специальная лаборатория, где расшифровывается трактат по древнетибетской медицине, основанный на использовании каких-то растений и животных. Трудно читается древний труд академика П.С.Палласа, где указано много видов животных и растений.
Криптобиология может граничить с тератологией (наукой об уродствах), потому что легенды часто порождаются встречами людей с непонятными им двухголовыми телятами и двухголовыми птицами, двухвостыми ящерицами и горбатыми рыбами. Часто недоумение вызывает и необычная окраска. Например, изредка встречаются беспигментные особи (альбиносы) или, наоборот, темные до черного (меланисты). В экспозиции Самарского областного краеведческого музея было представлено чучело белой сороки - альбиноса, а в Зоологическом музее Самарского государственного педагогического университета имеется редкий экземпляр щуки серебристой окраски, которая была поймана в 1984 г. в Волге, у Жигулевских ворот. Не исключено, что прототипом Самарского герба была косуля - альбинос.
С другой стороны, рассказы местных жителей о том, что им попадались «выродки ондатры» с длинным носом в пойме рек Самары и Чапаевки в Самарской области, как установлено, относятся не к уродам, а к редким, исчезающим зверькам - выхухоли. Профессор-ботаник В.И.Матвеев увидев в 1960-х годах летящего пеликана на юге Самарской области, где они встречаются исключительно редко, сначала подумал, что видит живого птеродактиля (очень похож !). Это может послужить одной из разгадок для сюжета «Птеродактили в небе», который иногда появляется в прессе. Появившиеся недавно слухи о крысах-мутантах, лазающих по деревьям в Самарской области, относятся к соням – реальным, редким зверькам из отряда грызунов.
Символом криптоботаники, наверное, может служить знаменитый, легендарный цветок папоротника, который ищут в ночь на Ивана Купалу. Многие растения несут народные названия, со многими связаны предания и сказки. В Самарской области многие травы имеют гигантские размеры, это тоже необычно и похоже на Сахалинский феномен, знаменитое высокотравье.
В общем, есть, что искать и изучать, много необычного, редкого, загадочного, интересного.
Реликтовый гоминоид в Поволжье
Большак
Еще Карл Линней, знаменитый систематик живой природы, признавал реальность существа, которому он присвоил научное название Homo nocturnus - человек ночной. Кого же подразумевал Линней под этим названием ? Очевидно, то самое существо, которое ныне известно более всего под именем «снежного человека». Разговоров и публикаций о нем видимо-невидимо, сообщения о встрече с ним приходят из многих районов мира, но вещественных доказательств для признания его наукой все-таки не хватает.
Встречи с ним обычно приурочены к малообжитым районам, например, к горным местностям. Такие встречи зафиксированы, в частности, на Памире, Тянь-Шане, Кавказе, в Туркмении и Сибири, вплоть до Якутии. В этих районах существо известно местному населению под названиями алмас, хун-гурес, йети, каптар, меша-адам, ткис-каци, алмасты, чечуна, чочуна, чучунаа, хэдьек, хээдьек и т.д. Если проанализировать фольклор самых разных народов, то мы увидим, что в сказаниях и легендах постоянно фигурируют существа, похожие на «ночного человека». В России они издавна известны под именами леших, водяных, домовых, кикимор, русалок, чертей, бесов и т.п.
Криптозоологи назвали гипотетическое существо реликтовым гоминоидом (не следует путать с гуманоидом - это понятие относится к гипотетическим разумным существам - пришельцам из космоса или из параллельных миров).
Можно обратиться и к более серьезным свидетельствам далеких времен. И здесь мы с удивлением обнаружим, что следы реликтового гоминоида отыскиваются на территории Среднего Поволжья в самой глубокой древности.
Самое первое упоминание о неких загадочных созданиях не только для Среднего Поволжья, но и для всей России, принадлежит перу Ахмеда Ибн-Фадлана, который проезжал по Самарской области в 922 - 923 годах. Секретарь арабского посольства описал разные места Заволжья, в том числе реки Иргиз, Чапаевку, Самару, Кинель и другие. И здесь он сообщил, что в поволжских лесах обитают огромные дикие люди, не имеющие материальной культуры и ведущие звериный образ жизни.
Арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан в 921 – 922 годах проехал по русским владениям с посольством багдадского халифа и посетил царя волжских булгар. Еще в Багдаде он слышал от пленного турка, что в ставке царя содержится в неволе «человек чрезвычайно огромного телосложения». Путешественник попросил показать ему гиганта. Но, к сожалению, гиганта недавно убили из-за его буйного и злобного нрава. Очевидцы рассказали ибн Фадлану, что от взгляда гиганта дети падали в обморок, а у беременных женщин получались выкидыши. Великан считался одичавшим, пойман он был далеко на севере, в стране Вису (судя по всему, летописная Весь, в районе Печоры). Гиганта держали за городом, прикованным цепью к дереву. Ибн Фадлану показали останки: «И я увидел, - пишет он, - что голова его подобна большой кадке, и вот ребра его подобны самым большим сухим плодовым веткам пальм, и в таком же роде кости его голеней и обе его локтевые кости. Я изумился этому и удалился». Через сто лет столицу Волжской Булгарии посетил другой арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати и вновь встретил там гиганта, но уже живого и даже разговаривал с ним. Он оставил письменное свидетельство: «А я видел в Булгаре в 530 г. (1135 – 1136 г.) высокого человека из потомков адитов, рост которого больше семи локтей, по имени Данки. Он брал лошадь под мышку, как человек брал маленького ягненка. А сила у него была такая, что он ломал рукой голень лошади и разрывал мясо и жилы, как другие рвут зелень. А правитель Булгара изготовил ему кольчугу, которую возили в повозке, а шлем для его головы, как будто котел. Когда случалось сражение он сражался дубиной из дуба, которую держал в руке, как палку, но если бы ударил ею слона, то убил бы его. И был он добрым, скромным; когда встречался со мной, то приветствовал меня и здоровался со мной почтительно, хотя моя голова не доставала ему до пояса, да помилует его Аллах».
Есть сведения конца 19-го века, что при вскрытии одного из могильников в Поволжье, в Саратовской губернии, был обнаружен скелет гигантского человека. С племенами исполинов сталкивались и варяги во время своих набегов на Русский Север, причем то с мужскими, то с женскими группами, амазонками; об этом свидетельствуют скандинавские источники. Датский историк-хронист Саксон Грамматик (1140 – 1208 гг.) записал рассказ о плавании дружины викингов по Белому морю; викинги встретили гигантов, живущих в одной из пещер. В начале 20-го века среди поморов Русского Севера бытовало предание, что в одной из прибрежных пещер находятся гигантские человеческие черепа. В 1850-м году фольклорная экспедиция МГУ записала аналогичное предание в Подмосковье: «Один старичок у нас есть (без двух лет восемьдесят ему), так отец его помнит – нашли могилу, где раскопали неприятельских солдат – скелеты и оружие, латы. Черепа были такие, что на голову вполне легко даже одевались. Вот какие чудные были люди – великаны. Оружие было татарское» (Демин, 2001).
В известном «Слове о полку Игореве» (1185 год) тоже упоминается некий див. Большинство исследователей считают, что «див» - это мифическое существо, что-то вроде лешего из русских сказок, или вещей птицы Сирина из фольклора Востока. Слово «див» восходит к санскриту и означает в первоначальном значении «добрый небесный дух». Впоследствии, в разных языках и в разные эпохи, это слово приобрело различные значения. В Древнем Новгороде бытовали рассказы о звероподобных лесных людях, проживавших в низовьях Оби. По современным представлениям, обоснованно доказанным Б.Ф.Поршневым, под термином «див» следует подразумевать «снежного человека», реликтового гоминоида. Правда, название, заимствованное у народов Востока, постепенно вышло из употребления и не фиксируется памятниками письменности более позднего времени. Его место заняли «лесовик», «леший» (Сапунов, 1990, 1991).
Одни из последних сведений о «снежном человеке» в Среднем Поволжье относятся к 1989 г. В июле этого года в местной и центральной прессе появилось немало сообщений о встрече людей с человекообразным существом на территории Саратовской области. Его видели десятки свидетелей, а затем гоминоид был даже пойман и несколько часов содержался взаперти, но... сумел освободиться и убежать.
Странные следы были обнаружены рядом с городом Самарой, близ с.Рождествено, на Самарской Луке. Об этом сообщила газета «Волжская коммуна» в номере от 2 марта 1990 г. Рассказывает житель села Рождествено А.И.Сапожников:
«27 ноября 1989 г., выйдя утром на улицу, чтобы очистить выпавший ночью небольшой снег, я увидел какой-то необычный след. Кто, какой зверь шел ? Непонятно даже, четвероногий или двуногий. Стежка прямая, но ступал он неравномерно. Расстояние между каждым следом от 450 миллиметров до двух метров. Диаметр следа 180 миллиметров. Можно предположить, что во время ходьбы он поскользнулся несколько раз, оставив параллельные вмятины (царапины ногтями ?) шириной 17 - 18 миллиметров и длиной 45 - 50 миллиметров. Много людей смотрело, и никто не признал, чей это след».
Конечно же, маловероятно, чтобы в обжитых местах скрывались неизвестные науке крупные существа, но заход их в здешние края издалека вовсе не исключен, тем более, если учитывать тягу «снежного человека» к горным и лесным районам (на Самарской Луке, как известно, находятся заповедные Жигулевские горы).
Самарский исследователь аномальных явлений, кандидат геолого-минералогических наук В.И.Авинский (Тюрин) предположил, что это был след того самого «снежного человека», который был зафиксирован в Саратовской области. О самарском существе сообщило также областное радио, повились мельком дополнительные сведения и в местных газетах. В.И.Авинский предостерег людей от агрессивных намерений по отношению к гоминоиду. В 1992 г. пожилая женщина видела реликтового гоминоида под Сызранью (Чурсина, 1998).
Еще один самарский энтузиаст О.В.Быков сообщает, что в Самарской области гоминоиды отмечались в Борском, Богатовском, Сызранском районах. Выглядят они нелицеприятно. Рост их более двух метров, тело покрывает черная шерсть, лохматая грива волос похожа на паклю. По его сведениям, «снежный человек» встречается не только в Жигулевских лесах и горах, но и в лесопосадках. Население при встречах испытывает обычно страх или желание преследовать существо. Гоминоид свободно проходит в день по 80 км, питается, чем придется, иногда ворует ритуальную пищу с могил на кладбищах. Приводится свидетельство очевидца, рабочего лесоповала в Сергиевском районе Самарской области, встретившего гоминоида: «Шел я через лесоповал и вдруг неожиданно увидел женскую особь огромного роста, покрытую черными волосами. Неприятное «лицо» делали еще более мерзким красные глаза. Паклеобразные длинные волосы висели ниже спины. В них было полно репьев, и они напоминали кошму. Взглянув друг другу в глаза, мы дружно разбежались в разные стороны». Случай, который очевидец вспоминает с ужасом, датируется 1979 годом. В 1929 - 1930 годах селяне в этих же местах видели, как существо столь же неприглядного вида гналось за всадниками. А в районе с.Бинарадка видели женскую особь гоминоида, которая своей пятерней причесывала волосы.
Сообщение В.Слезкина (1994): в 90-х годах прошлого столетия на севере Самарской области в Шенталинском районе, в селах Аксаково и Тимашево, по рассказам старых людей, в лесных чащобах водились человекообразные существа. Они были невысокого роста, примерно от 1,2 до полутора метров. Лицо и тело покрыты густой бурой шерстью. Ночами они ходили по деревням небольшими группами по 4 - 5 особей, стуча в окна домов. Речь их была похожа на человеческую, но некоторые звуки они не произносили совсем. По рассказу матери моей жены, одна женщина по имени Анна встав рано зимним утром затопила печку. В это время в люльке заплакал грудной ребенок. Анна его перепеленала и поднесла к огню, который горел в печи, чтобы погреть малыша. Потом она положила ребенка в люльку, взяла коромысла и ведра и пошла за водой. Когда она вернулась, то увидела, что около печи стояло мохнатое человекообразное существо и держало в руках ребенка, грея теплом огня, исходящего от печи. Анна от испуга вскрикнула. Существо обернулось, бросило ребенка в люльку и быстро выбежало из дома. В наше время уже многие леса вдоль поймы реки Черемшана вырублены. Много деревьев порубили и вокруг деревень. Я часто спрашивал об этих существах, бывая в гостях в тех местах. И люди подтверждали услышанное и дополняли новыми рассказами.
По сообщению краеведа И.Л.Павловича по северо-западу Самарской области и юго-востоку Ульяновской у чувашского населения есть поверье о встречавшихся здесь сущностях: парша-будже - это большая волосатая обезьяна, которая иногда ворует детей, имеет длинные руки и мстит за обиды; и пата-кабузь - большой летающий огненный шар, который многие видели, считается, что шар связан с ожившими мертвецами. Если пата-кабузь легко идентифицировать с шаровой молнией, то парша-будже - еще один вариант реликтового гоминоида.
У чувашей, например, для обозначения лешего есть два названия - арсури (получеловек) и упате (обезьяна). Фольклористам это всегда было непонятно. В.Канюков писал, например: «Но где основа образа ? Почему вдруг обезьяна ? Откуда явилась и стала бродячим духом обезьяна в чувашских лесах, наяву же она тут не живет ?». Другой исследователь, В.А.Ендеров, пишет: «Образ лешего как обезьяноподобного существа у многих народов говорит о генетическом родстве этого персонажа... В образе арсури, вероятно, нашло отражение представлений предков чувашей о человекообезьяноподобных существах, исчезнувших в далеком прошлом из жизни».
А вот рассказ о встрече с таинственным существом в окрестностях г.Чапаевска, принадлежащий очевидцу М.С.Лурье из Московской области. Его повествование было опубликовано известным криптозоологом М.Г.Быковой в журнале «Техника – молодежи», в № 9 за 1988 г. (стр. 50 - 51): «В памяти со всей ясностью всплыло проишествие, под впечатлением которого я находился вплоть до Отечественной войны. В феврале 1930 г., будучи студентом, ... по мобилизации был направлен в коммуну «Пламя Революции», что в 60 верстах от города Чапаевска... В первом часу ночи вместе с присоединившимся к нам сотрудником ГПУ обоз двинулся в путь... Местность была открытая, сильно пересеченная. Сани то ползли в гору, то скатывались вниз. Было полнолуние, совершенно безоблачно, но сильно ветрено. В некоторых ракурсах снег сверкал ослепительно. Затем стали попадаться довольно плотные купы деревьев, а затем и значительные массивы леса. Дорога ни разу не шла через лес, а все по краю. На одном участке лошади стали беспокоиться, и на вопрос о причине возница ответил, что «здесь волки шалят»... Дальше, однако, лошади понесли. Дорога шла как раз по обрезу совершенно непросматривавшегося лесного массива.
На повороте передние розвальни перевернулись. Лошадь захрапела и забилась, потом остановилась... Внезапно мной овладел цепенящий ужас. Взглянув в обращенное ко мне лицо спутника, я увидел его искаженное лицо, смотревшее мимо меня за мою спину. Ноги мои стали словно ватными. Я оцепенел, и сил повернуться или хотя бы повернуть голову назад у меня не оказалось. Но все-таки, видимо, на какой-то минимальный угол моя голова все же повернулась, и боковым зрением шагах в 12 - 15 я увидел существо: двуногое, как теперь говорят, баскетбольного роста. С широко расставленными ногами, руками, доходящими до колен. Широченными, наверное в два человеческих размера, плечами. Без шеи. Голова массивная, сужающаяся кверху. Обросшее шерстью. Это все было хорошо видно, так как оно освещалось луной... Черт лица или морды я не разглядел, лишь увидел злобные, горящие красным огнем, два широко расставленных глаза... На все это видение ушла какая-то доля секунды. Стоящий лицом ко мне сотрудник ГПУ выхватил из-за пазухи наган и несколько раз навскидку выстрелил в направлении существа... Попал он в существо или нет, я не знаю. Опять-таки боковым зрением я увидел бегущее к лесу существо. Ссутуленное, оно бежало не сгибая колен, совершая руками взмахи синхронно движениям ног - правая нога, правая рука... Затем оно скрылось в лесу... Когда все несколько успокоились, возчики сказали, что это был «большак», что здесь он не живет, а приходит сюда зимой. Но далеко не каждый год. Задирает скотину. Но на памяти нет, чтобы трогал людей».
Н.Н.Непомнящий (1997) приводит интереснейший случай, который для отечественной криптозоологии можно считать если не уникальным, то редчайшим. Сообщила его Татьяна Борисова из г.Самары. Произошел он, якобы, до революции в Жигулевских горах. Много раз видели здесь местные жители странное существо, видели и следы его деятельности: разодранных волков. Пытались поймать чудище, но ушло оно по вершинам деревьев. А как-то раз обезьяноподобное существо похитило с проезжавшей повозки женщину (звали ее Евдокией) и утащило ее в пещеру. Муж этой женщины, который видел это нападение, считал, что жену похитил черт. Существо это, назовем его условно гоминоид, сделал женщину своей женой, держал ее в пещере, кормил принесенными плодами. Женщина назвала его Рыжим, так как он был похож на одичавшего мужика, обросшего рыжей шерстью и разучившегося говорить. В полутьме пещеры глаза его светились (это деталь, указываемая обычно для реликтовых гоминоидов, существ ночных). К осени гоминоид стал вялым, сонным, спал не по человечески: опираясь на предплечья и колени, пряча голову в ладонях (такая поза известна для гоминоидов). Весной у них родился мальчик, который отличался от человеческих детей только крупными размерами. Рыжий облизал новорожденного и радостно скакал перед пещерой по-обезьяньи. Женщина пыталась убежать с ребенком от Рыжего, но он нашел ее и вернул в пещеру. Следующая попытка бегства удалась, бежала без ребенка, прибежала на паромную переправу в с.Рождествено. Рыжий преследовал ее, держа ребенка, и почти настиг. Дальше цитируем:
«Пассажиры парома, который уже отходил от причала, вдруг увидели, как из леса выбежала обнаженная женщина с развевающимися волосами и, громко крича, помчалась к реке. Ее настигало звероподобное существо с ребенком на руках. Женщина бросилась в воду, с парома ей кто-то кинул веревку. А похожий на медведя неведомый получеловек-полузверь забрел по колено в Волгу и, жалобно мыча, на ладонях могучих рук протягивал Евдокии плачущего ребенка. Однако паром уходил все дальше и дальше. Рыжий взревел, в отчаянии схватил малыша за ноги и разорвал на глазах онемевших от ужаса пассажиров». Евдокия прожила после этого нормальную жизнь, но мужа к себе не допускала.
Об этой истории знал от Н.Н.Непомнящего известный специалист по реликтовым гоминоидам Б.Ф.Поршнев. Вся история в целом напоминает быличку: и излишняя драматизация, и некоторые смущающие детали, например, пища, которой якобы кормил Рыжий Евдокию - кукурузные початки, арбузы, не считая яблок, картошки, тыквы, свеклы, куриных яиц. Но как считают Б.Ф.Поршнев и Н.Н.Непомнящий, за персонажами, подобными Рыжему, обычно скрывается вполне реальное существо - реликтовый гоминоид.
Еще сведения по Поволжью. Сообщение Н.Ф.Шушкова, военного офицера: в 1956 г. в окрестностях Рыбинска, в лесу часовые солдаты видели и стреляли в огромное, «как лось», человекообразное существо, а затем обнаружили крупные следы босых ног длиной до 40 см, следы располагались в одну линию, пальцы ног были растопырены (Быков, 2001). В газете «Красное Приволжье» (Сызрань) 13 января 1990 г. была опубликована заметка «Снежный человек на Тишереке»: гоминоида белого цвета в зимнее время (вероятно, в инее) наблюдали двое рабочих в районе Ивашевской фермы около трассы Сызрань – Ульяновск. Сообщение Галины М.: лет двадцать назад в Саратовской области, в окрестностях с.Терновка, она с братом и друзьями (все были подростки) поехали с ночевкой на природу, на пруд; из заброшенного здания насосной за ее братом погнался гоминоид, убегали на телеге, причем лошадь бешено понесла, погоня длилась довольно долго, очевидцы хорошо рассмотрели страшное существо – оно было высокое, черного цвета, вероятно, самец, с огромными ступнями, бежало быстро, плавно, легко. Сообщение Клавдии Николаевны К., 58 лет: в 1920-е годы (точнее, в 1923 - 1924 г.) ее мать, будучи подростком, была с сестрой в лесу, в окрестностях с.Старая Бинарадка (Самарская область); сестра увидела сидящую на пне дикую лохматую женщину, которая расчесывала пальцами длинные (от головы и почти до земли), белесые волосы; когда та скрылась, сестры обнаружили у пня крупные следы ног и вычесанные спутанные волосы.
Несколько сообщений имеются прямо по окрестностям г.Самары. Окраина города, пос.Управленческий (ныне – Красноглинский район г.Самары): учащийся Г.Романов в 1989 г. наблюдал на кладбище весной после религиозного праздника крупный след босой ноги с растопыренными пальцами, примерно 44-го размера (на могилках, по обычаю, было много оставленных продуктов питания – яиц, конфет, печенья и др.); в 1991 г. там же в лесу О.Быков наблюдал подозрительный крупный след; и в конце декабря 1990 г. Валериан Витальевич Р-й решил по окончании ночной смены дойти пешком от пос. Управленческий домой до пос. Дома ЭМО, это 4 км пути, его преследовал гоминоид с характерным описанием («большак»), рабочий был в полуоцепенении («панический ужас»), что вполне известно как характерное суггестивное воздействие.
Сообщение С.А.Маркелова, преподавателя Куйбышевского авиационного института: в 1987 г., в осеннее, темное время он пошел в школу встречать дочь (она занималась в секции), застал ее в истерике, ее успокаивали находившиеся в тот момент в школе люди; школа находилась в г.Куйбышеве (ныне Самаре), в конце ул.Советской Армии, у дачного массива, на волжском склоне; оказывается, она решила покататься на качелях, а рядом находлся парк, и дальше пойменный дикий лес до Волги; из парка вышел гоминоид, девочка очень испугалась и побежала в школу. Чуть подальше от пос.Управленческого в сторону г.Тольятти есть поселки Прибрежный и Винтай; в 1977 г. очевидцы, ехавшие ночью на легковой машине по шоссе вдоль леса, притормозили, увидев выходящего из леса человека и четко разглядели «большака», стоявшего у дороги. В 1930 - 1940-е годы очевидцы наблюдали гоминоидов в лесах Жигулевских гор. Сообщение Александра Анатольевича З-ва: в 1976 - 1977 г., в окрестностях с.Александровка, в Кинель-Черкасском районе Самарской области, очевидец с другом, будучи подростком, близко увидел в лесу пробежавшего детеныша (вероятно) гоминоида, небольшого роста, напоминающего 4 – 5 - летнего ребенка.
Если какие-то крупные загадочные существа типа лешего встречаются еще в наше время, то совершенно естественно предположить, что они не обязательно заходят издалека, они могут приходить из-под земли. И действительно, многое указывает на то, что леший - существо, ночное, пещерное. И встречается он чаще в местах горных, пещерных. Любопытно, что к похожему выводу пришли самарские исследователи-аномальщики О.Ратник и И.Павлович, написавшие книгу «Тайны самарских подземелий» (Ерофеев, 2000).
Они сообщают, что некоторые самарские легенды повествуют о том, что Самарская Лука стала оплотом какой-то великой расы, жившей на Русской равнине несколько тысяч лет назад. Теснимые врагами-кочевниками они пришли на Самарскую Луку и надежно укрылись в труднодоступных пещерах и оврагах, основав подземный народ. Сведения об этих таинственных существах фольклористы находили в местных легендах еще в 19-м веке. Например, Д.Н.Садовников больше ста лет назад записал легенду о жителях жигулевских пещер, которых именовали «чудью подземной». Выглядели они так: «Человечки маленького роста, с костлявым телом, с кожей, покрытой чешуей, с огромными глазами, мертвящим взглядом и таинственным свойством к перемещению сознания из тела в тело»; видимо, последнее свойство свидетельствует о телепатических способностях.
Имеются и многочисленные предания о жигулевских старцах, будто бы живущих в жигулевских пещерах, мудрых, обладающих скрытыми знаниями и удивительными способностями. Согласно легендам, аналогичные старцы обитают и в других областях России, в местах, относимых к аномальным зонам. Старцы иногда выступают защитниками природы или людей. Могут внезапно появиться перед человеком и так же мгновенно исчезнуть; могут сообщить какие-то важные сведения, предсказать будущее. Описание такого рода существ перекликается с западноевропейскими представлениями о разного рода гномах. Но это далеко от криптобиологии.
Есть сообщения о встречах с реликтовым гоминоидом – «снежным человеком» и с близлежащих территорий. Предполагают, что он мог зайти из каких-то горных районов. Один из наиболее вероятных - Кавказ. Интересно, что археологи предполагают заселение Поволжья в каменном веке человеком, пришедшим с Кавказа. Найденные древние орудия труда подтверждают, что наиболее вероятным культурным регионом, который мог поставлять население в начале эпохи неандертальцев для Поволжья был Северный Кавказ (Кузнецова, 1989). Оттуда, кстати, имеется много сообщений о встречах со «снежным человеком».
Русские лешие, водяные, русалки
Много интересной информации дает анализ фольклорных сведений, народные предания рисуют не мифических, сказочных, а вполне реальных существ человеко-обезьяноподобного облика. Кстати, фольклорная русалка близка к лешему и водяному, а «книжная» русалка с рыбьим хвостом и хрупкого телосложения далека от своего прототипа. Попробуем представить себе, каковы же они, лешие и водяные, в памяти народов Поволжья. Воспользуемся для этого книгой Д.Баянова «Леший по прозвищу «Обезьяна» (М., 1991).
Итак, у русских эти существа назывались лешими, водяными, русалками. Назывались также: болотники, моховики, лисунки, лесные девы и жены, водяные дедушки, водяные мужи и жены, гуделки и дугни, лесовики, лес, щекотуны, лобасты, шишиги, полудницы. Похожи на обезьян. Мохнатый, крупный, остроголовый (шиш, шишко, шишига). Темнокожий. Волосы растрепанные, длинные, на голове у самок распущенные, в основном русого или рыжего цвета. У водяного и русалок волосы зеленоватые, что можно объяснить попаданием в густую шерсть водных растений.
У самок огромные, длинные груди, которые могут закидываться за плечи. У нижегородской «водяной чертовки», по словам очевидца, «титьки большущие, до пупка висят». Между прочим, известно, что женщины австралийских аборигенов могут забрасывать свои груди за плечи.
Нечистые, с резким неприятным запахом, с эктопаразитами - «подпустил ему бес блошку и вошку».
«Леший нем, но голосист», то есть разговаривать не может, но способен громко кричать («гуделки» и «дугни» - водяные). Лесовик или лес «укает»: «Леший поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет». Любят скакать. Могут сидеть на колодах, пеньках, деревьях, качаться на ветвях. Могут бросаться камнями, палками. Любят мучить людей щекотаньем (помните, у В.С.Высоцкого ? – «защекочут до икоты и на дно уволокут»).
«В Енотаевском уезде Астраханской губернии русалку называют лобаста. Глядь, ан за ериком (протоком) девка - знать лобаста - нагишом, чешет голову, а волосы-то длинные-предлинные, а тело-то лохматое - прелохматое; да как захохочет, да в ладоши ударит, - они и пуще того испугались: как бы не защекотала» (сообщение священника Виноградова, 1848 г.).
Традиционное место пребывания - болотистые местности, берега водоемов. Любят плескаться в воде, ловят рыбу и раков. «В тихом омуте черти водятся». В записях студентов Иркутского педагогического института, участников фольклорной экспедиции образ русалки - полудницы такой: «Обросшая женщина, косы по задницы, груди большие, красивая по себе, но только косматая и волосы будто бы на грудях есть». Студентка этого института передала рассказ своей матери о том, как дед ее видел сидевшую на дереве полудницу, которая при виде его прыгнула в воду.
Название «полудница» связывают со следующим: «В прежние времена русалок так много было, что они качались по веткам по лесам не только ночью, но даже и в полдень». Леший мог попасться в сеть-перевес. Они смертны, и их иногда убивали люди. Подходят иногда греться к кострам, но прячут при этом морду, видимо, от света и жара. Приходят греться к очагам, в бани и овины. Записаны свидетельства: «Гляжу, а она (русалка) пришла, вся во льду, да и легла на теплину»; «леший, весь замерзший, в сосульках, пришел в овин отогреваться и залил весь огонь». Могут есть кур, рыбу, раков, пить молоко, есть дикие плоды, человеческую пищу. Глаза ярко блестят в темноте. Иногда играет с человеческими детьми, иногда похищает их.
«Девиц и молодых женщин русалки не любят и, когда увидят какую в лесу, нападают на нее, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса... Кроме враждебных нападений, при которых беспощадно преследуются люди всех возрастов, известны еще заигрывания русалок... Эти заигрывания, менее враждебные и не столь опасные, больше всего приходятся на молодых мужчин, особенно парней, сношение с которыми не только ново, но и заманчиво для русалок». Среди оберегов от приставания назойливых русалок излюбленным является иголка или булавка: единственным надежным средством спасения от русалок служит укол хотя бы одной из них иголкою или булавкою, тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где еще долго раздаются их голоса.
В материалах Русского географического общества имеется много сведений о русалках. Свидетельские указания собраны, в основном, в середине 19-го века. В Казанской губернии считали, что во время русальной недели по полям блуждают нагие существа женского пола с длинными волосами, нападают, умерщвляют щекотанием. То же - в Калужской губернии, где рассказывают о русалках, которые на духовской неделе бегают во ржи, качаются на деревьях. Аналогичные сведения записаны в Астраханской, Пермской, Калужской, Пензенской губернии и др. П.И.Мельников (А.Печерский), описывая леса на берегах левого берега Волги, в ее верховьях, сообщает о различной «нечисти» типа леших, которая живет по очень точному календарю - это говорит о длительности наблюдений за ними со стороны местных жителей-крестьян. Из Калужской губернии сообщили, что «леший живет во всяком большом лесу»; там же «шел по лесу мужик, а оне за ним турятся, все голые, растрепанные. Сотворил молитву... Русалки заголосили и убежали в лес».
Разновидностью русалок в некоторых местах, например, в Калужской области, считались опасные «святочницы». Они некрасивы, с ног до головы покрыты волосами, говорить не могут, только поют без слов и пляшут; местоприбывание их - бани и неосвященные избы; бытовала быличка о том, как девки в бане встретили святочниц, которые набросились на них и стали «колупать», спаслись они тем, что рассыпали по снегу бусы, чем заинтересовали святочниц. У мордвы издавна известны свои лешие - дячка и вирява. «Перевелась ныне эта погань, - говорит информатор из Пензенской губернии, - вот деды рассказывают, что в те поры, когда и лесов было больше и болот с трясинами, так и не ходи лучше ночью в лес, повстречает тебя дрянь-то, да и все тут».
Обычно леший человека не трогает, но любит его пугать. Записаны случаи, как во Владимирской губернии два парня женились на окрещенных русалках.
Близки по описаниям чувашские арсури (получеловек) и упате (обезьяна), мордовские вирь-ава и ведь-ава, татарские шурале (леший) и сыу анасы (водяная мать), башкирский шайтан. Вирь-ава (лесная мать или лесная богиня) - название мордовское, известное, кроме того, под названием «шутовка». Русское слово «ведьма» могло произойти от мордовского «ведь-ава», да и обозначали эти слова первоначально одно и то же существо. Вирь-атя - мужское соответствие вирь-авы; ведь-атя – мужское соответствие ведь-авы (Мифологический словарь, 1992). По представлениям чувашей д.Асхвы Канашского района, лешие жили в их районе на берегах реки, а зимовали в копне сена.
Чувашские арсури и упате
У чувашей для обозначения лешего есть два названия - арсури (получеловек) и упате (обезьяна). Фольклористам это всегда было непонятно. В.Канюков (1971) писал, например: «Но где основа образа ? Почему вдруг обезьяна ? Откуда явилась и стала бродячим духом обезьяна в чувашских лесах, наяву же она тут не живет ?». Другой исследователь, В.А.Ендеров (1984), пишет: «Образ лешего как обезьяноподобного существа у многих народов говорит о генетическом родстве этого персонажа... В образе арсури, вероятно, нашло отражение представлений предков чувашей о человекообезьяноподобных существах, исчезнувших в далеком прошлом из жизни».
Похожи на обезьяну. «Арсури представляют в в образе голой женщины, с телом, покрытым шерстью, только ее гениталии обнажены». У него (нее) совсем черное лицо. Арсури – «женщина с взлохмаченными волосами, с огромными, как овсяные мешки, грудями», имеет «огромные сосцы, свесившиеся вниз; во время ходьбы она полагает их себе на плечи».
Может дико кричать; кричать по-человечьи, но на разные голоса, может лаять, как собака, визжать как поросенок, ржать как лошадь. Может сидеть на деревьях. «Страшный любитель щекотать попавших в его руки людей. Он иногда защекочивает их до смерти».
Упате смертна, но убивать ее не разрешается. Иногда подходит к дровосекам погреться у костра, но если горит в огне черемуха, то боится близко подходить, так как искры от костра могут спалить ее шерсть. Арсури питается мясом животных, поймает, например, оленя и съест всю его тушу. «Если привяжется на дороге арсури, то надо бросить в его сторону куском хлеба». По представлениям чувашей д.Асхвы Канашского района, лешие жили на берегах реки, а зимовали в копне сена. Боится собак, железа, кнута, огня. Любит человеческих детей, играет с ними, успокаивает.
«В лесу арсури забегает вперед человека, нагло смеется и, показывая свои гениталии, зовет его к себе». Человека не убивает, а только пугает.
Мордовские вирь-ава и ведь-ава
Вирь-ава - лесная мать или лесная богиня; кроме того, есть название «шутовка». Русское слово «ведьма» могло произойти от мордовского «ведь – ава» (водяная мать), да и обозначали эти слова первоначально одно и то же существо. Д.Баянов предполагает, что и слово «медведь» могло произойти от «ведьметь», многие замечали сходство лешего со стоящим на задних лапах медведем.
Их изображают в виде женщины с ребенком за спиной и перекинутыми через плечо грудями. Женщина громадного роста, сидящая на дереве с растрепанными волосами и перекинутыми через сучья грудями.
В фольклорной записи: «Один охотник ловил в лесу зайцев тенетами и поймал однажды с зайцами детеныша Вирь-авы (Вирь-ава ловск). Принес он его домой, показывает жене и говорит: вот я шайтана поймал»; «дети ведь - авы временами попадают в рыбацкие невода. Тот рыбак, который сжалится над плачущим водяным и отпустит его, будет всегда иметь хороший улов».
В холодные ночи подходит греться к кострам охотников, иногда расшвыривает костер, вещи. Иногда похищает детей.
Татарские шурале и сыу анасы
Шурале (леший) и сыу анасы («водяная мать»). Телосложение не особенно складное, голова большая, продолговатая, тело имеет несколько красноватый цвет. Татарские шурале «имеют очень большие груди, из которых одну закидывают на правое плечо, другую – на левое».
Шурале каждому встречному предлагают играть в кытыклы-мытыклы (щекотку). Игра эта очень опасная. Сколько бы человек ни кричал, ни умолял о пощаде, шурале не перестанет его щекотать до тех пор, пока человек не умрет. Как отмечает Д.Баянов, наблюдения зоологов показывают, что любовь к щекотке наблюдается у шимпанзе и горилл.
Шурале смертен, но убивать его не разрешается. Леших ловили живыми. Двух человек или даже одного с собакой шурале боится и нападает только на одиноких.
Среди жителей Агрызского района Татарии ходит поверье о неких волосатых людях, живущих в вырытых ими пещерах. Эти ямы, между прочим, сохранились (Марфин, 1996).
Башкирский шайтан
Лешие смертны и человек может убить лешего. Происхождение шайтан - кудейского рода поясняют рассказом о том, как одному башкиру, вследствие его хитрости, удалось получить себе в жены молодую жену шайтана (черта, точнее, - шурали, лешего), от сожительства с которой у него появились дети.
Итак, факты говорят о вполне реальных существах, и у всех народов они выглядят в принципе аналогично, до мельчайших, даже необычных деталей. И эти факты не противоречат нашим знаниям о приматах.
Что говорит мифологический словарь
Сводка под названием «Мифологический словарь» дает непредвзятый взгляд на различную «нечисть» из фольклора разных народов, тем более, не рассматривает эти персонажи с криптобиологической точки зрения. И тем особенно ценна для криптобиологии. Потому что изложенные факты говорят за то, что у мифологических напластований в древности вполне могла быть реальная основа. Итак, слово словарю.
Албасты (у турок, татар казанских, крымских, западносибирских, башкир, тувинцев, алтайцев, узбеков и др.). У западносибирских татар, также, - сары чэч (желтоволосая дева). Обычно уродливая женщина с длинными светлыми волосами и длинными грудями, закидывающимися за спину. Обитает возле рек и других водных источников и обычно является людям на берегу, расчесывая волосы. Казанские татары считали, что она иногда пьет кровь своей жертвы. Любит лошадей, ездит на них по ночам, заплетает гривы. Образ восходит к глубокой древности и имеет аналогии в мифологиях многих народов, в том числе шурале и су анасы у казанских татар, вуташ у чувашей, вирь-ава у мордвы, овда у марийцев, баба-яга у русских и др. Вопрос о происхождении образа недостаточно ясен. Одни исследователи считают персонажем тюркского происхождения. Другие связывают с традициями иранской мифологии. Можно предположить, что образ формировался в эпоху древнейших контактов этнических общностей индоевропейской и семитской языковых семей до их расселения на территории современного обитания.
Арсури (у чувашей). Леший. Лицо черное, волосы длинные, сбивает людей с дороги, пугает жутким хохотом, издевается, щекоча и вырывая зубы, боится воды, любит ездить на лошадях (варман-тура - лесной бог), у казанских и западносибирских татар - урман иясе, хозяин леса, шурале.
Щур (у славян) - отсюда слова «чур», «пращур» и т.п.
Пицен (бичен) - у западносибирских татар. Леший. В виде обезьяны или человека, живет в заброшенных охотничьих избушках, любит лошадей, катается на них, путает гриву. В виде женщины может вступать в любовную связь с мужчиной.
Йыш кеше (агач киши) - у тобольских и омских татар. Волосатые, неприятно пахнущие «лесные люди», которые завлекают путников в лес и женят их на себе.
Баба-Яга - в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Живет в лесу, пожирает людей, слепая или с больными глазами, имеет огромные груди. Сходные персонажи известны в германской (Фрау Холле), греческой (Калипсо) и других мифологиях.
Леший (лесовик, лешак, лисун, боровик) - у восточных славян. Хозяин леса, в звериной шкуре, может пугать людей своим смехом, увести ребенка, сбить с пути. Женский дух - лисунка, лешачиха: с длинными грудями, закинутыми за спину. Сходные образы известны у западных славян.
Русалки (купалки, водяницы, лоскотухи и др.). У северных русских - косматые, безобразные женщины. Выходя из воды бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. В русальную неделю нельзя было купаться. Боятся полыни. Выпрашивают одежду.
Водяной (водяной дедушка, водяной шут, водяник, водовик и др.). Облик мужчины с отдельными чертами животного. Безобразный старик, опутанный тиной, с бородой и зелеными усами. Женские духи - водяницы, русалки и др.
Черт (чорт и др.) - злой дух славянской мифологии. Образ дохристианского происхождения. В фольклоре и народных картинках это антропоморфные существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. В русской средневековой живописи облик отличается от человеческого остроголовостью или волосами, стоящими дыбом - шишом (отсюда - шиш, шишига). С запретом поминать их возникли эвфемизмы - лукавый, враг, шут, окаяшка, черный, немытик, анчутка, куцый, корнахвостик, лысой, пралик и др.
Кожла-ава (у марийцев) - хозяйка леса, аналог вирь-аве у мордвы.
Домовой - дух дома. Небольшой старик с лицом, покрытым белой шерстью. Женская сущность - домаха, домовичиха, большуха, маруха, кикимора.
По нашему мнению, реликтовому гоминоиду соответствуют почти все указанные здесь категории фольклорных существ, кроме, пожалуй, только домового. При более подробных описаниях он больше похож на полтергейст и, следовательно, в сферу интересов криптобиологии не попадает. Богатый материал для сравнения дает обзор фольклорных существ всего мира (Королев, 1997); он еще больше убеждает нас в реальной основе многих, казавшихся сказочными, существ. В данном случае, эта основа - реликтовый гоминоид. В его «Энциклопедии сверхъестественных существ» мы встречаемся со многими незнакомцами, которые, если вдуматься, опять нам кого-то напоминают, уже знакомого.
Берегини – у восточных славян: существа женского пола, близкие к русалкам;
Бесы (духи, божества, асуры, дэвы, демоны, падшие ангелы) - напоминают греческого сатира, рогатое и хвостатое существо с копытами;
Богинки – у западных славян: духи женского пола, похищающие и подменяющие детей. Выглядят как безобразные старухи с большой головой, отвисшими грудями, вздутым животом и кривыми ногами, с черными клыками вместо зубов. Обитают в реках, прудах и болотах, иногда селятся в оврагах или в лесу. Сбивают с дороги путников, насылают порчу на людей и на скот;
Болотный – у русских: существо, обитающее в болоте. Похож на человека с необыкновенно длинными руками, тело покрыто густой серой шерстью, ниже спины имеет хвост крючком. От водяного отличается безвредностью;
Ведьма – у разных народов: женщины, наделенные особой силой. Воздействуют на людей и совершают чудесные деяния;
Ведьмак – у восточных славян: мужчина, обладающий сверхестественными способностями, обычно употребляющий их во вред людям. У него две души – человеческая и демоническая, он оборотень и ему подчиняются все ведьмы. Может наслать порчу, а может защитить от ведьм и русалок. Перед смертью должен избрать преемника;
Вештица – у южных славян: женщина, наделенная сверъестественными способностями, имеющая много общего с ведьмой и бабой ягой;
Гроган – у жителей Ирландии и горной Шотландии: широкоплечий и косматый фейри. Наделен огромной силой, присматривает за скотом, обычно ходит голышом, а если ему дарят одежду, тут же с плачем покидает дома, в которых жил;
Див – у восточных славян: демоническое существо. Дважды упоминается в «Слове о полку Игореве»: «встрепенулся Див, кличет на вершине дерева, велит послушать земле неведомой». У западных и южных славян известна женская особь – дива или самодива;
Йети – диковинное существо, якобы обитающее в Гималаях и Тибете. Обликом больше всего напоминает громадного дикаря – у него остроконечная голова, тело покрыто густой шерстью, руки свисают ниже колен. У самок столь большие груди, что им приходиться закидывать их за спину. Спастись от него можно просто – нужно лишь сбежать вниз по склону, ибо внизу его чары слабее. Живет в лесной полосе, но иногда спускается к деревням в поисках пищи или для охоты на яков. Первая встреча западного европейца с йети датируется 1899 г.
Леший – он же: дикарь, диконька, лесовик, лешак, лисун, щекотун. Женского рода – лешачиха, лешуха, лисунка. У восточных славян: хозяин леса и зверей. Предпочитает селиться в еловых лесах, за которыми начинается сосняк. Облик человеческий, только кожа отливает синевой. Обычно одет в звериную шкуру. Глаза горят зеленым огнем. Не столько злонамеренны, сколько проказливы, но их шутки не отличаются особой утонченностью. Они «обходят» человека, зашедшего далеко в лес, заставляют его долго плутать на одном месте, пугая громкими криками, ауканьем и свистом. Не прочь похитить женщину или девушку, и девушка, украденная им, никогда не родит. Ворует у людей скот и обожает игру в щекотки; того, кто согласился с ним играть, может защекотать насмерть. От лешего можно уберечься – он боится огня, соли и матерной брани (одна из причин широкого распространения матерной брани у русского народа), но леший может сурово покарать за ругательство;
Лисунки – у восточных славян: жены леших. Главная отличительная особенность – длинные груди, закинутые за плечи. У них рождаются дети – лешени. Схожие персонажи есть в чешском фольклоре: они отличаются диким и злобным гравом, тело их покрыто волосами, длинные распущенные косы развеваются по воздуху, груди так велики, что, стирая белье, они употребляют их вместо вальков.
Русалки (лоскоталки, щекотухи; разновидностями являются шишиги, мавки, лихорадки и фараонки) – у славян: сверхъестественные существа женского пола. Красивые девушки, иногда – уродливые старухи, с распущенными волосами, зелеными или русыми. Груди длинные, крупные. Их можно встретить на берегах водоемов, где они расчесывают свои волосы, или в лесу – они любят раскачиваться на ветвях. Из воды выходят на Троицу и до Петрова дня и блуждают по суше. На дух не выносят женщин, но зато всячески стараются соблазнить мужчин. Портят посевы, топят людей, особенно в полдень, убивают, защекочивают до смерти, сводят с ума, могут напускать мор на домашний скот. Оберегом от русалок служат чеснок, железо – иголка, булавка, нож, а также кочерга и головешки, полынь, либисток и крапива.
Саскватч (сасквач, саскетч) – у индейцев и других племен Северной Америки: огромное человекоподобное существо, косматое и неуклюжее, во многом схожее с непальским йети;
Тролли – в германо – скандинавской мифологии: существа огромного роста, наделенные необычайной силой и непроходимой тупостью. Живут обычно в пещерах. Ближе к людям, чем их дальние родичи йотуны, занимаются тем, что вредят человеку: похищают скот и девушек, крадут младенцев. Волосы у них рыжие.
Шишиги – у русских: разновидность русалок. Обитают в прудах и озерах. Нагие женщины с распущенными волосами, иногда выходят из воды, чтобы расчесывать гребнем волосы.
Не кажется ли вам, что у многих, самых разных, народов речь идет практически об одном и том же существе, разница только – в половых отличиях, что не противоречит биологии ?
Фольклорный леший
Образ лешего с последующими мифическими напластованиями выглядит совершенно сказочным. Это основа для суеверий и мистики. Можно ли увидеть в нем «зерна» реального персонажа ? Вот как показан он в сводке Папюса.
Крестьянин, желающий снискать милость лешего, должен в ночь перед Ивановым днем отправиться в лес и, найдя осину, срубить ее так, чтобы она вершиной упала на восточную сторону; на пне срубленной осины, став лицом на восток, он должен нагнуться и, глядя в отверстие, образовавшееся между ногами, говорить: «Дядя леший, покажись не серым волком, не черным вороном, не елью жаровою, покажись таким, каков я».
Уверяют, что леший мужского и женского пола огромной величины; когда ходят они между травою, то становятся с нею равны, а когда бегают по лесам, сравниваются с их высотой. Кричат ужасно, хлопают в ладони и откликаются на голос, когда аукают. Ходящих по лесу людей обходят кругом, чем затмевают их память и принуждают заблуждаться до ночи, а потом уносят в свои жилища. Повисают они в лесах по деревьям. У поселян, работающих в лесу, просят пирога, а взявши, отходят и кричат ужасно «шел да нашел». Регулярно уносят малых ребят в свои подземные жилища и там их содержат, откуда некоторые освобождаются через несколько лет посредством пения молебнов, при условии, если они, будучи у лешего в гостях, ничего не ели. Лешие все косматые и великие охотники до женского пола. Уносимые ими ребята бывают по возвращении дики и насилу привыкают говорить и с людьми общаться. Некоторых лешие сами приносят на то место, откуда взяли. Если леший в лесу обойдет, и человек дорогу потеряет, то должен человек всю имеющуюся на нем одежду вывернуть и надеть наизнанку, и тогда пропадет обойдения сила, и человек найдет дорогу. Эти страшилища почитались у древних славян лесными богами.
Вотяки называют лешего Алида и уверяют, что он живет в лесу. У него только одна нога, да и та навыворот, один большой глаз и превеликая титька, которую втискивает он людям в рот и тем их задушивает (Абевега русских суеверий).
Итак, все довольно реалистично, за исключением некоторых, явно сказочных деталей. Интересно, что указанный эффект «обойдения» человека лешим, или «отвода глаз», после которого у людей нарушается память и способность к ориентированию, находит параллель в случаях современных встреч с реликтовыми гоминоидами. В криптозоологии существует мнение, что реликтовые гоминоиды обладают свойством гипнотического (суггестивного, то есть бессловесного) воздействия: они могут вызывать чувство панического, смертельного ужаса, могут как бы внезапно исчезать на глазах наблюдателя (кажущееся исчезновение); отмечены случаи заболеваний и гибели людей после этого специфического воздействия.
Полезно сравнение образа лешего с образом мамонта. Мамонт официально признан наукой в качестве реального существа (что тоже было не сразу). Там, где он жил недавно, в легендах местных народов он выглядит максимально реалистичным по внешнему облику, поведению, биологии (у северных народностей); там же, где он исчез раньше, мамонт в легендах иображается совершенно фантастическим существом, мало похожим на исходный прототип (например, в Китае в легендах мамонт изображен под названием гигантской подземной мыши). Получается определенная шкала времени, вполне применимая к реликтовому гоминоиду, то есть лешему.
Саратовский гоминоид
Современный случай встречи с гоминоидом в Саратовской области относится к разряду сенсационных и беспрецендентных. Саратовская область - место достаточно обжитое, где не так уж много укромных уголков для дикой природы. Тем не менее, факт встречи с гоминоидом опубликован и сообщение подписано заместителем председателя совета Объединения криптозоологов (Трахтенгерц, 1989, 1997). Но ему предшествовали другие события, в середине того же года, которые подтверждают осенние события. Очевидец, ветеринарный врач, со знакомым чабаном привез во второй половине лета троих детей на пруд, купаться (Непомнящий, 1997). На противоположном берегу, метрах в ста от себя, они увидели человекообразную фигуру, покрытую темной шерстью, потом существо плавно побежало по пашне, не как люди, пересекло поле, повернуло к лесополосе и двинулось к оврагу. Очевидцы, заинтересовавшись, попробовали догнать его на машине, перекрыть ему предполагаемый путь. Существо вышло на них, и они его рассмотрели лучше: рост его был метра два, густая темно-бурая шерсть покрывала все тело, волосы на голове длинные, спадающие ниже плеч. Преследовали его еще с километр, пока существо не скрылось в балке. Очевидец, как ветспециалист, утверждал, что это был не человек и не человекообразная обезьяна. Они сфотографировали отпечатки следов и замерили их: следы были 39-го размера, но ширина шага была не менее двух метров (на протяжении трех – четырех километров).
Сенсационный случай произошел вскоре, 21 сентября 1989 г., в плодосовхозе «Прогресс» на юге Саратовской области. Бригада по охране яблоневого сада, состоящая из нескольких харьковчан, к вечеру заметила фигуру нарушителя, мелькнувшую среди деревьев. Один из сторожей, побежав в погоню и вскоре столкнулся с ним в зарослях. Странное существо имело человеческую фигуру, сплошь заросшее шерстью, почти человеческого роста, лицо по человеческим меркам безобразное, рот с желтыми зубами был открыт. Существо положило парню руки на плечи. Сторож попытался освободиться, но безуспешно, ощутил лишь физическую мощь незнакомца. Так они стояли несколько секунд. Существо не кусалось и вообще не предпринимало враждебных действий. Подоспевшие охранники помогли пленить гоминоида, связав ему руки за спиной.
Существо слабо сопротивлялось, изредка дергая ногами, издавая странные утробные звуки. Пленника затолкали в багажник легковой автомашины «Жигули» и закрыли крышку.
Затем охранники безуспешно пытались найти подходящее помещение для гоминоида. Существо начало беспокоиться, сильно раскачивая машину. Один из сторожей решил лучше захлопнуть крышку багажника, чтобы запереть его на ключ, но когда приоткрыл для этого крышку, гоминоид с силой распахнул багажник и выпрыгнул на землю, руки от веревки он уже освободил. Потом он встал во весь рост, огляделся и быстро направился к саду, постоял под деревьями, а когда его осветили фарами, скрылся среди яблонь.
К этому сообщению редакция газеты добавила, что в текущем году это уже второй случай появления «снежного человека» в Саратовской области. Ранее его видели жители с.Кирово Энгельсского района. Местные власти никакой заинтересованности не проявили.
Про леших и водяных в Самарском крае
В замечательном сборнике Д.Н.Садовникова (1884) «Сказки и предания Самарского края» есть глава «Про леших и водяных». Рассмотрим некоторые предания.
В одном лесу глухое озеро было. В озере Водяной жил, а в лесу Леший, и жили они дружно, с уговором друг друга не трогать. Леший выходил к озеру с Водяным разговоры разговаривать; вдруг лиха беда попутала: раз вышел из лесу медведь и давай из озера воду пить; сом увидал, да в рыло ему и вцепился. Медведь вытащил сома на берег, загрыз его и сам помер. С той поры Леший раздружился с Водяным и перевел лес выше в гору, а озеро в степи осталось (записано в Симбирске, ранее - Самарский край).
Раз охотник шел лесом, и привели его собаки к норе, а в нору-то эту Леший девицу затащил. Вот он подошел к норе и кричит (охотник-то):
- Кто там ?
- Человек.
- Какой человек ?
- Такой же как ты.
- Вылезай сюда !
- Нельзя, - говорит, - мне: я вся ободранная. Кинь одежу - я вылезу.
Охотник кинул в нору свою одежу, девка и вышла из норы. Лешего в то время в норе не было (записано в Симбирске).
Нашински мужики не однова в лесу Лешего видали, как в ночное ездили. Он месячные ночи больно любит: сидит, старик старый, на пеньке, лапти поковыривает, да на месяц поглядывает. Как месяц за тучку забежит, темно ему, знаешь, - он поднимет голову-то, да глухо таково: Свети, све-тило, - говорит (Абрам Новопольцев).
На реке Свияге, под кручей, у села Свияги есть Чортов омут. Большущие сазаны в нем клевали, фунтов в двадцать с лишком. Что у рыбаков лес перервали, удилищ переломали - пересчитать нельзя. Этот Чортов омут любил один мельник с ближней мельницы. Рассказывали про него, что он с водяными знается и с лешими... Пришли знакомые: - Пойдем, - говорят, - с ночевой сазанчиков поудить под Сельгу, в Чортов омут, или в другое место - на Липову Яму; а то махнем в Лаишевку, водочки купим, время проведем... Вот он сидит над лесками, сидит да поджидает лову, а ночь ясная такая ! Взглянул на пойму, видит: человек не человек, чорт не чорт, а сам Водяной бегает по острову, что за рекой, за белой лошадью, с арканом. Горбоносый, старый старик, волосы до пят, всклочены, бородища по пояс, глаза так и искрятся, словно звезды: то потухнут, то опять загорятся. Сам такой грязный, зеленый, волосы, как бадяга !.. Башмачник как крикнет недаровым матом и тут же памяти лишился. После опомнился - товарищи-то и рассказывают, что он в воду упал, из омута его они вытащили, а после, как он на берегу-то лежал, им разные страхи мерещились... Они уж ползком, на карачках до стоянки-то доползли... (М.И.Извозчиков).
В этих преданиях заметны реалистичные детали. Итак, что же можно увидеть ?
В глухом месте, в лесу, у озера жили два человекообразных существа, которые друг с другом не ссорились; одного считали Лешим, другого - Водяным. В другом случае мы узнаем, что леший жил в норе, где держал плененную им девушку, с которой обращался довольно грубо, всю ободрал. Леших видели неоднократно, особенно по ночам, в лунные ночи. Другое сообщение особенно интересно точной географической привязкой.
Сейчас этот район находится на территории Ульяновской области. Внешний облик водяного очевидцы описывают традиционно, отмечая человеко-обезьяноподобные детали. Отмечается ночной образ жизни существа (это многократно известно и из других сообщений), а также обычное для ночных существ «свечение» глаз (как у кошек и волков - отраженным светом), опять - пристрастие гоминоида к лошадям. И сильное психическое суггестивное воздействие !
В более новом собрании «Народная проза Самарской Луки» (составитель Ю.К.Рощевский, 2002) приводятся аналогичные былички с территории Самарской Луки (Среднее Поволжье, Самарская область): «Дикий крик» из с.Шелехметь, «Вирява» из с.Торновое, «Смех лешенки» из с.Малая Рязань, «Происхождение шишиги» из с.Сосновый Солонец, «Шишиги в колодце» из с.Аскулы, «Русалка в баклауше» из с.Мордово, «Лешенка и одеяло» из с.Брусяны, «Мужик и шайтан» из с.Севрюкаево и др. Это былички местных коренных народностей – русских, самаролукской мордвы (отдельный, исчезающий этнос), чувашей, татар.
Комментарии :
Комментариев нет