Статьи > Миражи над Жигулями > Статьи Авесты

Самарская байка о "контурных камнях"

 
29 мая 2024 года волей обстоятельств обрела некую условную материальность еще одна самарская байка – речь идет о так называемых «контурных камнях». Вероятно, что впервые о них автор (И.Л. Павлович) узнал еще в конце 80-х годов ХХ столетия из так и не опубликованного наследия местного краеведа Ф.Т. Яковлева.

Еще в начале ХХ века последний (краевед Ф.Т. Яковлев) записал: "Удивительные очертания крутых и обрывистых скал, с нависающими над Волгой громадными каменными глыбами, своими очертаниями напоминающие большие человеческие головы".

Странная и совершенно не характерная для современной Самары литературная зарисовка, на которую долгие годы большинство исследователей (и в том числе такой ведущий местный краевед начала ХХ века, как К.П. Головкин) почему-то совершенно не обратили внимание.

Как можно заметить – здесь нет точной географической привязки (что впрочем характерно и для других его материалов). Можно предположить, что скорее всего здесь речь идет о так называемом урочище «Вислый камень» (некой условной территорией бывшего берега от улицы Полевая до Барбошиной поляны, а возможно до устья Студеного оврага)…

Между тем, по меньшей мере, одна скала похожая своими очертаниями на человеческую голову – относительно информационно известна. Она именуется как "Барельеф Сталина в Жигулях" или «Каменный волгарь». Данное изображение представлено например, в подборке - "Самара в открытках краеведа Бичурова Г.В.", а последним именно это фото взято у исследователя Феленкова, из его старой публикации в газете «Волжская коммуна» датируемой 12.10.1956 [информация взята с сайта http://bichurov.ru//part_2/page_35/html/sf-1956-01.html (дата обращения 11.07.2019 г.)]



Любопытно отметить, что именно данную фотографию также приводит краевед В.Н. Самарцев В.Н. в своей книге «Невиданная Самара» (Самара: Артель «Бурлаки», 2014 г., -364 с., стр. 178). Там он пишет: «А после 1956 года экскурсоводы ездили сюда фотографировать эту скалу, именуя ее "Каменный волгарь"».

Для задумывающихся тут множество вопросов: «Кто и когда соответствующим образом обработал эту скалу?» и «что с ней случилось к настоящему времени?» и т.д.

Действительно на чудом сохранившейся фотографии хорошо видна часть реки Волги и два острова, разделенных проливом, а также фрагмент правого берега, на переднем плане неизвестные мужчины и женщины в плащах или неизвестный мальчик. Считается, что это депортированные немцы, жившие в городе Куйбышев в 1946-1953 годах.

Для нас самое интересное, что в правой части снимка зафиксирована скала, «украшенная» объемным выступом, напоминающим человеческое лицо. На нем различимы глаза, нос, рот, подбородок, намек на усы. Не очень понятно, а почему данное изображение было кем-то и когда-то объявлено барельефом Сталина?

Стоит указать, что местные жители, часто бывавшие в этих местах (тем более по их воспоминаниям - там не чего не взрывали и не сносили), о подобном изображении почему-то не чего не знали.

Правда некоторые из них вспомнили, что ниже здравницы когда-то были две скалы, их называли сестра и брат. Даже была легенда об их побеге от злого помещика. Но это литературно-документально не подтвержденная информация.

Важно отметить, что во время одной из авторских лекций, проведенных в стенах «Ретро-почты» один из самарских старожилов сообщил, что данная скала вполне сохранилась до наших дней. И вообще местные, то место очень не любят и посещать его без крайней нужды не хотят.

Первоначальная попытка обнаружить «скалу-голову» успехом не увенчалась, тут и осенняя погода внесла свои коррективы. Но вот 29 мая 2024 года, искомый объект вроде бы был обнаружен. Здесь следует указать, что обнаруженная скала внешне совершенно не выразительна. Маленький не видовой фрагмент скалы-останца, пройдешь мимо и скорее всего не обратишь на него внимания. (Можно предположить, что возможно именно это обстоятельство, долгое время и сохраняло данный объект от осквернения/разрушения). Более того, уже в ходе осмотра этой скалы-останца сложилось впечатление о том, что сама скала здесь просто играет роль некоего «экрана». А «изображение головы» проецируется сюда неким «продвинутым проектором», что внешне выражается в распределении теней и особой игре красочных пятен. (В данной связи советую обратить внимание на местный радио-эфир, тут он весьма интересен. Это к теме «Бестелесные голоса»).

Крайне интересное место. Просто непочатый край для вдумчивых исследователей. Однако смущает и крайне удручает явная «беззащитность» данной скалы, перед возможностями современных вандалов. А так же то обстоятельство, что значительная часть прилегающей к ней склона, буквально засыпана самым разнообразным мусором – начиная от крупно габаритного строительного и кончая гниющими пищевыми отходами. И в той связи повторяется печальная история уже ранее описанной «мусорной штольни» на реке Самарке и территории прилегающей к чудом сохранившемуся фрагменту «старого железнодорожного тоннеля. См. ранее опубликованные материалы.

Но конечно самое любопытно «скала-голова» не видна визуально, но «проявляется» на фотографии, эдакое вывернутое отражение истории медведь-камня.

P.S. Из местных баек известны и прямо противоположные истории. Так, например, в последней трети ХХ века отдельные группы туристов, совершали походы по Самарской Луке и в окрестностях поселка Аскулы-Сосновый Солонец, часто выходили к большому фигурному камню. По своей форме он напоминал, крупного медведя плотно прижавшегося к земле и уткнувшего голову в передние лапы. Обычный отдельный крупный валун, омытый дождями и вешними водами. Его можно было потрогать, даже взобраться или даже от избытка чувств, просто попинать ногами.

Так вот, на его фоне очень любили фотографироваться, особенно группами… Фотоаппараты тогда в основном были пленочные. Вследствие чего от момента съемки до проявления пленки, а уж тем более непосредственной печати фотографий проходило довольно много времени. И тут выяснилось (если конечно используемая пленка не была испорчена на каком-то из многих этапов работы с ней), что на ней все и все есть. А вот огромный «камень медведь» напрочь отсутствует. На том месте, где он вроде бы он должен был «проявится», оказывался запечатленным ландшафт в съемочной реальности закрытый камнем.

Район этот был тогда довольно активно посещаем и потому от совершенно различных людей данную историю в той или иной вариации автор слышал неоднократно. Как повели бы себя с фиксацией «медведь камня» цифровые фото-видео камеры - судить не берусь. За прошедшее время туристические маршруты весьма ощутимо поменялись. А многие «фигурные камни» и культовые камни просто пропали со своих привычных мест своего нахождения. Какая судьба постигла конкретный «камень медведь», я просто не знаю.

Игорь ПАВЛОВИЧ

Ссылка



 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.