Изменение представлений о роли капища Белая лошадь у жителей села Смолькино (Самарская область) в ХХ веке.
В данной работе автор рассматривает изменения представлений о роли капища в повседневной жизни и представлениях жителей села Смолькино в ХХ в.
Многолетняя работа с местными жителями (в частности с местным лесником Иван Алексеевичем Ивановым) показала, что история сооружения капища практически полностью утрачена. Впрочем, данное утверждение вполне справедливо и для общей истории самого села Смолькино (возможно это последствия большого пожара случившегося в данном районе в 1921 году).
Более того, автор отмечает, что большая часть ныне известных страниц истории капища Белая лошадь приходятся на переломные моменты войн и революций ХХ в. И эти во многом ключевые периоды, с одной стороны порождают волну тотального разрушения, а с другой высвечивают теневые, в обыденности привычно практически закрытые стороны жизни общества.
И так, предвоенный период перед первой мировой, а также последовавшей за ней революций, отношение местных жителей к капищу неизвестно. Хотя исходя из косвенных свидетельств – значительный объем труда и знаний вложенный в его сооружение, указывает на его значимость для местных жителей.
Первая ныне известная страница истории капища приходится на после революционный период, а вернее на годы культурной революции. В 1929 году в селе Смолькино был образован первый колхоз, потом леспромхоз и совхоз. Тогда же в рамках борьбы с религиозным дурманом и народными суевериями на культовые камни "натравливали" лесорубов. Однако организовано покончить с капищем не получилось. Хотя в индивидуальном порядке "вандалы", вооружившись кувалдами, разбили немало камней. Но после того как особо активных разрушителей постигла целая череда несчастных случаев (возможно специально организованных местными жителями), а в 1932-1932 годах край поразил голод (и многие были вынуждены покинуть село, уходя в более сытные места), ритуальные камни трогать перестали.
Вторая страница истории капища в повседневной жизни села, накладывается на период Великой отечественной войны. Тогда в лихую годину сложилась традиция - на капище “некрутов водить, там просили - чтоб те на войне не сгибли, да домой вернулись". (Этот ритуал сохранялся и позже - только место его проведения сместилось от урочища Белая лошадь, сначала в урочище Семиключье, а потом к Гремяченским высотам.)
Примерно с этого же времени, капище стали использовать для практических хозяйственных нужд. Когда летом начиналась засуха, директор совхоза приказывал выдавать женщинам мыло, полотенца, ведра и отправлял их мыть камень. Через некоторое время в окрестностях села всегда был дождь. Этот ритуал или обычай сохранялся в селе ещё в 70-80-е годы ХХ века [9].
Во второй половине ХХ в. население данного района оказалось в относительной изоляции. Практически всю последнею четверть века отсюда наблюдался отток сельского населения, уезжающего в крупные города. Хотя дорога, например, до Самары была неблизкая – более 200 км. По итогам переписи в 1958 году в селе было 414 дворов и население 1252 человека, а уже в 2012 году жилыми оставались всего 129 дворов и их население составило 140 человек.
Вместе с тем жителей села Смолькино нельзя рассматривать тотально изолированно от прочих обитателей окружающих территорий, и прежде всего крупных промышленных городов таких как Самара, Сызрань, Тольятти. И хотя долгое время, данное капище скрывалось от чужаков, информация о фигурных камнях попала в литературу. Например, в Путеводителе 1965 г. содержится следующее указание: "На территории Балашейского и Старо-Раческого лесничества есть геологические обнажения в форме коня, лягушек, бабы – былые предметы поклонения и суеверий" [8, с. 54].
Однако складывается впечатление, что большинство авторов упоминавших фигурные камни капища Белой лошади лично их не видели. Например, "каменные изваяния возвышаются над окружающим ландшафтом. Таковы Каменный Конь, Воин и другие природные скульптуры. Это все останцы" [7, с. 15]. Или "Каменная лошадь" находится почти на самой вершине поляны, в ее западной части. Если посмотреть на этот камень с одной стороны, то он напоминает большую лошадиную голову. По некоторым данным местное население мордва и чуваши, до сих пор справляют вокруг него языческие обряды… Ритуальные памятники - природные памятники, наиболее крепкие участки пластов ожелезненного песчаника» [2, с. 143].
Исходя из собранной информации, автор отмечает, что в первом десятилетии XXI в. память о капище у местного населения практически утратилась. Последняя ныне известная страница истории капища, попытка ряда местных энтузиастов представить капище как перспективный туристический объект.
2 ноября 2008 года капище, а вернее «ритуальная поляна с камнями» была показана по одному из областных телеканалов. Практически сразу после демонстрации данного сюжета – камни с поляны пропали. В настоящее время считается, что они были вывезены неустановленной группой лиц в неизвестном направлении. Поскольку данные камни не были официально зарегистрированы и не находились на учете какой-либо организации, их официальный поиск не производился [9].
На взгляд автора, а с ним согласны многие, в этом урочище до наших дней сохранялся один из самых интересных местных памятников культуры по своему значению, могущий быть приравненный к английскому Стоунхенджу.
Более того, автор считает важным указать - подобные капища являются уникальным хранилищем бесценной информации, с аккумулировавшими в себе древнейшие знания человечества.
Исследования, которые автор, а так же И.Л. Павлович в своё время проводили в этом месте, а так же тщательный анализ собранной ими информации к.т.н. С.А. Самаровым и к.ф-м.н Д.Ф. Китаевым, позволяют считать его самым настоящим астро-инженерным комплексом древних. Комплекс камней урочища Белая лошадь позволял достаточно точно фиксировать такие важные для аграрных и скотоводческих культур моменты года, как день летнего солнцестояния (естественное начало года); начало массового сбора созревших плодов и ягод (середина июля, звезда Альтаир находится над "пятым" камнем); начало зимы (звезда Альдебаран расположилась над "четвертым" камнем); конец зимы (звезда Регул находится над "четвертым" камнем); конец весны (Ковш Малой Медведицы располагается над "первым" и "вторым" камнем); начало лета (звезда Вега восходит над "третьем" камнем).
Вместе с тем после пропажи камней интерес к ним в регионе не только не угас, но парадоксально усилился, в том числе и в плане организации туристических поездок городских жителей сюда.
Областные "специалисты" задним числом даже включили эти камни в Энциклопедию Самарской Губернии (глава "Каменная лошадь" [1]).
В сентябре 2012 года ООО «Медиа Корпорация Русь ТВ» по заказу ГБУ СО ТРК «Губерния» сняла и даже выпустила в прокат фильм "О чем молчат камни", затрагивающий тему культовых камней капища Белая лошадь [3].
Необходимо отметить, что в постперестроечный период под натиском приезжих горожан рассматриваемый район понес (и продолжает нести) весьма ощутимые материальные потери. Речь идет о массовом вывозе фигурных камней – конкреций, а также жерновов и их заготовок, находившихся в местных лесах. Самарский парапланерист фото-краевед Виктор Пылявский, много времени уделявший изучению данного района и посетивший его самые труднодоступные уголки, неоднократно отмечал, что в период с 2012 по 2014 годы наблюдался массовый вывоз фигурных камней, а также заготовок жерновов.
Автор считает, что данное явление провоцируется откуда-то появившийся слухом - если установить "смолькинский камень" на своем огороде или приусадебном участке, то можно получать из года в год завидный урожай. Данный слух быстро распространился по области, и вследствие чего за местными конкрециями началась настоящая охота. Под горячую руку попали и заготовки жерновов, и даже сами жернова. Но самое страшное, что этим поверьем сразу же воспользовались предприимчивые деятели, организовавшие сбор и вывоз камней уже грузовиками [5, с. 304-316].
Как отмечает Виктор Пылявский, ранее довольно многочисленные фигурные и обработанные камни, стали ныне в местных лесах большой редкостью.
К выше изложенному автор также хочет добавить, что все попытки, вывести в этот район и произвести профессиональную оценку обнаруженных объектов, представителей профессионального историко-археологического сообщества как столичных, так и региональных, успехом не увенчались. Ехать на местность специалисты дружно отказывались, впрочем, также как и работать с накопленным фото-видео материалами. Главная мотивация отказов – большая занятость специалистов и не включение этих объектов в планы работы [6, с. 66].
Автор отмечает, что выше рассмотренная история это яркий пример того как на весьма короткое время народная быличка может "материализоваться", а потом вновь уйти исключительно в духовную сферу (рассказов, преданий, быличек). При этом даже накопленный краеведческий этнографический материал зачастую сохраняется лишь в коллекциях частных лиц, под потенциальной угрозой полного и внезапного исчезновения.
И так в повседневной обыденности жителей села Смолькино в ХХ веке представление о капище Белой лошади претерпело целую череду изменений. От важного, но практически забытого после первой мировой войны объекта, к попытке его разрушения в годы «культурной революции», до прагматического использования в годы второй мировой войны, до полной утраты в пост перестроечную эпоху.
Материал представлен на II конференции «Человек и общество в условиях войн и революции» (Самара, 2015 год) // Материалы конференции – Самара: Самар.гос.техн.ун-т, 2015. – 305 с., С.59-63
Дополнительный материал по теме можно посмотреть на сайте Краеведофф http://kraevedoff.ru/mify-i-legendy/ (дата обращения 16.12.2015 г.)
О.В. Ратник
Источник
Источник
Список источников и литературы
1. Каменная лошадь, Энциклопедия Самарской Губернии [сайт, tvsamara] http://www.tvsamara.ru/index.php?abc=10&id=134 (дата обращения 03.07.2014 г.), видеосюжет продолжительность 1 мин 44 секунды
2. Оробенская Т.В., Варенов Д.В. Памятники природы северо-запада сызранского района в комплексной практике студентов географического отделения СГПУ // Краеведческие записки. Выпуск ХIII, Самара 2004, – 240 с.
3. О чем молчат камни, Видеофильм / ООО «Медиа Корпорация Русь ТВ» по заказу ГБУ СО ТРК «Губерния» [видеозапись], фильм вышел в эфирный прокат в сентябре 2012 года.
4. ПавловичИ.Л. Древниекапищаисовременныйтуризм // журналAustrian Journal of Humanities and Social Sciences 4 (7-8) 2014, С. 3-10
5. Павлович И.Л., Ратник О.В. Некоторые последствия современного неорганизованного туризма на территории рачейских альп (Рачейского бора) // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Самара: ПГСГА, 2014, - 449 с., С. 304-316
6. Павлович И.Л. К вопросу о современных быличках среднего Поволжья. Materials of the I International scientific and practical conference, «Science and Education», - 2014. Volume 4. History. Sheffield. Science and education LTD, 2014, - 72 с., С. 64-67
7.ПамятникиприродыКуйбышевскойобласти. Куйб.книж. издательство, 1986, - 158 с.
8. Соболев А. Жигулевская кругосветка. Куйб.книж. издательство, 1965, - 168 с.
9. Украли идолов. В чувашском селе осквернена языческая святыня. Областной аналитический еженедельник «Хронограф» [Текст] // http://chronograf.ru/articles/?num=143&a=3193 (дата обращения 30.07.2014 г.)
Комментарии :
Комментариев нет