Статьи > Перевал Дятлова

Тайна гибели экспедиции Дятлова (версия Александра Каса)

 

Как и когда проходил первый, настоящий осмотр трупов


Оказывается в Ивделе до 2012 года жила бывшая медсестра, которая делала первый осмотр трупов дятловцев. Это Солтер Пелагея Ивановна. Ниже приведен просто бесценный для нашего расследования документ: текст беседы «Центра гражданского расследования трагедии Дятловцев» (НАВИГ, Verden), Tuapse и др. с бывшей медсестрой п/я Н-240 в 1959г. Солтер Пелагеей Ивановной и её супругом Виктором Константиновичем по делу Дятловцев 04-05 июля 2008 г. Текст составлен по видеозаписи беседы с моими купюрами важных моментов:
НАВИГ: То, что будет говорить Пелагея Ивановна будет заснято на видео и будет являться в суде некоторым доказательством.
ВК: И вот такое дело, что даже родители до сих пор не знают, как же всё же погибли дети. Много противоречий...
НАВИГ: Вы же там жили в это время?
ВК: Очень странно вела себя администрация в то время. Я жил в Ивделе и работал в учреждении Н-240.
НАВИГ: Кем?
ВК: Это чуть позже старшим инженером, а до этого, в 59-ом, я был инспектором Государственной Инспекции Союзгослеса. Это были проверки древесины, заготовители, потребители...
( на столе разложены фотографии, привезённые Центром)
НАВИГ: Вот эту Юдин дал... Это Вы на фотографии?
ПИ: ( кивает).
ВК: Мы вам много можем дать фотографий по медицинской линии. Она была старшей сестрой хирургического отделения.
НАВИГ: Прудкова?
ВК: Да, Прудкова. Прудков был хирург...
Tuapse: Гражданский или военный?
ВК: Он был знаменитый, очень добросовестный, очень много работал, людей принимал...
ПИ: Такой хороший был человек! А я с ним работала.
Verden( переспрашивает): он был военный хирург или гражданский?
ВК: Аттестованный был?
Tuapse: Что такое «аттестованный»?
ВК: «Аттестованный» это значит медики, которые работали в учреждении, в лагерной зоне – больница была целая, там персонал... Потом их начали аттестовывать, там все и хирурги и медсёстры...
Tuapse: Больница гражданская была или она военного ведомства?
ВК: Нет, она была специальной, для учреждения Н-240 МВД СССР. Тогда же МВД имело большую силу в то время.
НАВИГ: Раньше это был Ивдельлаг.
ВК: Они даже не подчинялись горкому, а управлению лагерному, ну, в какой-то степени КГБ.
НАВИГ: КГБ напрямую?
ВК: Нет, МВД
НАВИГ: В 59 году передали в МВД, а до этого был Ивдельлаг...
НАВИГ: мы хотим, чтобы Пелагея Ивановна рассказала нам про дятловцев.
Что там было, в каком порядке, как с ними работали,
Tuapse: Может быть расскажете, как Вы познакомились с ними? Где Вы вообще их увидели?
ВК: Вы знаете, она может сейчас и ошибиться, память уже не та... Но я это дело помню. Мы жили недалеко от Управления. И там у нас была автобусная станция. Когда я ездил на работу, и вот там эти туристы, которые приезжали, там и ожидали с рюкзаками, по 5, по 10 человек, автобуса. Вот там она их и видела.
НАВИГ: Вот они, 9 человек. Кого-нибудь помните? (фото)
ВК: Нет, она с ними не была знакома лично.
ПИ: Это они все погибли? Ну, а говорите «не помните»... Нас с Прудковм позвали. Я обмывала, и Прудков помогал их одевать... Потом их на машину ложили и везли на аэродром. И их на самолёте в гробах прямо отправляли в Свердловск. И в Свердловске их хоронили. Без родных.
НАВИГ: А вскрытие было?
ПИ: Прудков только осматривал, описывал. Я их обмывала, вытирали...
ВК: Разрешите мне? Дело в том, что по книге Матвеевой,... что вскрытие делали в Ивделе. Она говорит, что вскрытие в Ивделе не делали. Это была предварительная подготовка их, наверное к вскрытию... А вскрытие делали неизвестно, где. Или могли в городской больнице...
ПИ: Нет, в городской не делали. Их отправляли в Свердловск на самолётах.
ВК: Нет, не в Свердловске делали, и по книге пишется, что в Ивделе делали.
ПИ: Мы их обмывали тут...
НАВИГ: Пелагея Ивановна...
Tuapse: А откуда известно, что их потом в Свердловск отправляли?
ВК: Да потому что она сама думает, что это всё было...
НАВИГ: Пелагея Ивановна, а Вы помните их вид внешний? Вот смотрите, вот их внешний вид в морге Н-240. Они такие были, нет? Или не помните?
ПИ: Их не узнать, конечно.
НАВИГ: Или это не они?
Verden: Они это? Это их Вы видели? Это их Вы обмывали? Вы обмывали их вот в ТАКОМ виде?
ПИ: Мы обмывали их в морге...
НАВИГ: Нет, а вид? Вот это вот дятловцы...
ВК: Это они были. Только она говорит, что они сильно грязные были.
НАВИГ: Вот, они найдены в ручье, в таком виде они были привезены...
ПИ: Прудков их описывал.
НАВИГ: В Деле ничего не упоминается об этом.
ВК: Я читал о Возрождённом...
ПИ: Прудков их описывал, обмывали и укладывали в гробы. И на самолёте в Свердловск отправляли и в Свердловске их хоронили.

НАВИГ: А с Прудковым был Ганс? Пелагея Ивановна, Вы знали такого?
ВК: Они не знали. Они и Возрождённого не знали. Они только подготовили и увезли... Куда увезли? Может, их увезли в городскую больницу. Может, ещё куда-то увезли...
НАВИГ: Виктор Константинович, мы предполагаем, что было две серии трупов, раз они друг друга не знали. Вот это мы сейчас и хотим выяснить. Вы-то с дятловцами работали или с другими людьми? И кого вскрывали Ганс и Возрождённый?
ПИ: У нас никого не вскрывали.
НАВИГ: Никого? А вот акт есть, что вскрывали в Н-240, Возрождённый и Иванов – следователь...
ПИ: У нас никого не вскрывали. Только осматривал Прудков, описывал, я их всех обмывала...
НАВИГ: Они были в одежде?
ПИ: Они были в одежде. Были грязные очень.
НАВИГ: А вот Вы пишите, что поступило две девушки и один парень... Так две девушки поступили?
ПИ: Одну девушку нашли сразу с ребятами, а вторую девушку через 2 или 3 дня только нашли.
НАВИГ: Месяца или дня? Это очень важно.
ПИ: Месяца..., нет.
НАВИГ: Нет? А их нашли в начале мая, а тех в конце февраля. Так они одновременно поступили или в разное время?
ПИ: Одну девочку сразу нашли, а вторую девочку попозже нашли.
НАВИГ: Так Вас с Прудковым не раз вызывали? Вас два раза вызывали или только один?
ПИ: Нас с Прудковым вызывали – как привезут, сразу вызывают.

N: А трупы-то сами, их размораживали?
ПИ: Их привезли и положили в морг.
N: Но их же наверное надо было разморозить как-то?
ПИ: Размораживались. В морге всё...
N: А сколько примерно по времени они размораживались?
ВК: Этими деталями мы не занимались. Я знаю только примерно, какая была обстановка в городе. Если бы их вскрывали в Ивделе, мы бы об этом знали.
N: Старую одежду куда девали?
Verden: А Вы не помните, во что их одевали? Какая была одежда?
ПИ: Одежду покупали. Родных-то не было...
НАВИГ: А кроме Прудкова, кто у вас ещё был там?
ПИ: Никого не было, он один там был.
НАВИГ: Вы были свободны, охраны не было?
ПИ: Нет, был один Прудков и всё.
НАВИГ: А на обмывании кто был? Вы, Иосиф Давыдович... ещё кто?
ПИ: Больше никто.
НАВИГ: А морг не охранялся?
ПИ: Нет, никого не было.
ВК: А санитаров не было, которые обмывали?
ПИ: Я их обмывала.
НАВИГ: А вид какой у них был? Как выглядели трупы?
ПИ: Ну они целые были. У одного была голова ранена, трещина головы, трещина, а так они все целые были, не были ранены.
Verden: Сколько всего трупов было? Сколько Вы помните?
ПИ: Я помню, что первый раз привезли 6 человек.И сначала одну девочку, а девочку вторую потом попозже нашли...
НАВИГ: А Коротаева Вы знали? Это следователь, он работал в Ивдельской прокуратуре.
ПИ: Я сейчас не помню, кто такой...
ВК: Я примерно помню, что был такой.
ПИ: Эти трупы потом положили в гробы и отправили на самолётах на кладбище в Свердловске. И там их хоронили.
Verden: Вы видели, как их положили в гробы?
ПИ: Конечно. Мы их одевали и ложили. Чистеньких.
ВК: Если там был какой-то сговор или давление какое-то, никто не мог им сказать, куда трупы отправили на самом деле. Вот они их подготовили, а ночью в том же морге сделали вскрытие. И всё. И весь разговор.
Tuapse: Так не могло быть, потому что здесь написано, что при дневном освещении проводили вскрытие.
ВК: « При дневном освещении» кто это пишет?
НАВИГ: Они( эксперты) их сами раздевали. «Труп лежит, одетый в шапку, в маску»... До экспертизы их нельзя раздевать... А может они синтез сделали?
ВК: Собственно говоря, какое-то раздевание было. Там просто ножами всю одежду порезали, что б быстрей снять... Но я знаю, что им костюмы покупали в Ивделе.
ПИ: Вся одежда грязная была, всё грязное, всё снимали с них... Одежду покупали.

Verden: Это уже второе свидетельство, что одежду покупали в Ивделе.
ПИ: Одежду покупали и их ложили в гробы...
ПИ: Да. Сразу в гробы ложили. Гробы привозили...

НАВИГ: А кто ложил?
ПИ: ... Гробы отправляли в Свердловск.
НАВИГ: А Вы давали подписку о неразглашении?
ПИ: Этим всем занимался Прудков.
НАВИГ: Пелагея Ивановна, а на каких операциях Вы обычно ассистировали Прудкову?
ПИ: Да все операции. Кого привезут, всех оперировали...
НАВИГ: Вы знали инструменты все, какие подавать ему?
ПИ: Я кипятила инструменты и с ним оперировали.
НАВИГ: Названия знали инструментов?
ПИ: Скальпеля, потом зажимы... такие зажимы были и кончики загнутые...
Tuapse: А Прудков когда-ибудь вскрытие проводил?
ПИ: Конечно. Он очень умный врач был. Так вскрытие – вскрывали в морге-то...
Verden: То есть, он и живых оперировал и мёртвых резал? Трупы?
ПИ: Да, он всё там делал, всем командовал...
Verden: Может потому, что это зона была?..
ВК: Я знаю, что там была повышенная плата за вскрытия. По-моему, и Шаронин всё время вскрытия делал.
ПИ: Шаронин уже позже появился...
НАВИГ: У нас есть письмо... Пелагея Ивановна, Вы писали Юдину...
ВК: Это я писал.
НАВИГ: Нет, Вы писали второе письмо, а первое это она писала. Пелагея Ивановна, Вы там писали, что когда их привезли у них вид был, как у мёртвых. Что это значит?
Verden: «Первых привезли трёх, две девочки и одного парня. Лица у них были, как у мёртвых».
ПИ: Да.

НАВИГ: А что это означает? Они живые что ли были? Почему Вы так пишите?
ПИ: Нет, их живых не привозили, мёртвых привозили...
НАВИГ: Так Вы всё правильно написали? Всё верно?
ПИ: Ну конечно.

НАВИГ: Это было написано раньше ещё, когда Вы всё помнили. Это в 2000 году написано.
Verden: Вы пишете дальше: « У одной девочки волосы с одной стороны обгоревшие, на одной руке немножко обгорел рукав... ». Вы эти трупы помните? Они были обгоревшие?
ПИ: Да, обгоревшие были. Вы знаете, они были очень грязные.
НАВИГ: А зимой откуда грязь? Это весенние, наверное...
ПИ: Если б знала, что будут спрашивать, всё бы записала...
Verden: А где обычно хранились документы, описи Прудкова? Где они могут быть?
ПИ: В Свердловске. В Свердловске всё... А жена Прудкова в Свердловске живёт?
НАВИГ: Да, мы с ней говорили. Она сказала, что муж ничего дома не рассказывал, что им запрещено было рассказывать.
Verden: А как размораживали трупы? Они просто лежали и оттаивали?
ПИ: Лежали просто...
Verden: А как долго? Сколько дней уходит на оттаивание трупа?
ПИ: Ну неделю, наверное/ они лежали... Они мороженые все были.

НАВИГ: 49 лет прошло, а никто не знает, отчего они погибли.
ПИ: Там, говорили, был огненный шар...
ВК: Но я сам лично часто видел по вечерам в этом районе какие-то всполохи...
НАВИГ: Далеко?
ВК: Ну там, в районе Уральских гор.
У нас Ивдель был так повыше и в сторону Уральских гор... У нас же там Уральские горы проходили... И вот в этом районе.
ВК: С Соломоновичем мы вместе работали, в одном отделе, он подполковником был.
НАВИГ: Соломонович говорит, что вскрытие делали в зоне и отправляли в Свердловск.
ВК: Он так сказал? Ну значит, так и делали. А ей, видите, сказали, что на самолёты и в Свердловск.
Verden: Она могла не знать дальнейшую судьбу трупов, просто выполняла какую-то определённую задачу...
ВК: Там же в зоне больница есть, в ней лечился весь контингент, который в зоне... там и хирургия...
НАВИГ: А где морг?
ВК: А морг за преледами зоны.
Verden: Пелагея Ивановна, Вы не помните, все трупы были грязными? Все девять?
ПИ: Все грязные, всех обмывали...
НАВИГ: Так морг был за пределами зоны?
ВК: Морг этот был в больнице. Там, в городке, у нас было терапевтическое отделение, кирпичное здание хорошее, хорошие врачи были.
НАВИГ: Это было за зоной? А в зоне что тогда было? Морг был?
ВК: я не помню, там морг был... зэков не возили сюда... Там маленький морг может был, а на другой день зэков вывозили и хоронили...
НАВИГ: Вскрытие -то делали в зоновском морге...
ВК: Правильно.
НАВИГ: Так, а Прудкова вызывали в гражданский морг или в лагерный?
ВК: В гражданский, я это точно знаю.

Verden: Прудков производил осмотр в гражданском морге?
ВК: В больнице учрежления Н-240.
ПИ: Он работал в больнице, а морг был от больницы.
ВК: Дали Прудкову подготовить этих людей...
НАВИГ: В гражданской?
ВК: Да, они там делали описание...
НАВИГ: Надо уточнить, они работали все в какой больнице, на территории зоны или в гражданской?
Verden: Пелагея Ивановна, Вы работали в морге вместе с Прудковым на территории зоны или на территории больницы?
ПИ: На территории зоны.
ВК: Да какой зоны?!
ПИ: Ну в зону же я заходила в больницу... С Прудковым.

ВК: Какую зону? Ты с Прудковым за зоной в морге работала. Какой морг там в зоне?
НАВИГ: За колючей проволокой?
ВК: Давайте разберёмся, что такое « в зоне»! Это контингент, его там было тысяч десять, надо же его лечить. Четвёрка была, она в городе была, рядом почти вот с этим управлением.
НАВИГ: Четвёрка это что?
НАВИГ: Управление? Зона – четверка?
ВК: Зона четверки, в этой четверке была больница для осужденных специально, из всех колоний привозили и лечили. Хирургия, там и операции делали, ну все…, и много врачей было. И там были хорошие специалисты, поскольку там платили больше, чем в гражданской.
НАВИГ: В зоне?
ВК: В зоне, да, платили больше. А тут, за зоной, хирургия тоже, больница была, поликлиника отдельно была. Она только гражданский контингент. Ну, граждан, которые работали в Учреждении Н-240.
НАВИГ: То есть для гражданского обслуживающего персонала.
ВК: Для населения Ивделя была Центральная больница. Она и сейчас там есть. А это специально больница, у них, понимаете, немножко у них даже зарплата выше была.
ТУАПСЕ: Мы правильно понимаем, что отдельно была больница для заключенных, отдельно – для персонала, который работал в Зоне и отдельно – для гражданских лиц и жителей Ивделя?
ВК: Я же вам так и поясняю
ТУАПСЕ: Три больницы получается было?
ВК: Да, три больницы. Осужденных лечили, так и специально, да такая структура и сейчас в медицинских учреждениях Министерства Юстиции.

НАВИГ: Да, вот в зоне был морг?
ВК: Их там долго не держали.
НАВИГ: Ну, был там морг?
ВК: Ну, наверное, был как при любом…Подождите, логика должна быть, вот в чем дело. Зачем делать, понимаете, в морге, там условий же нет никакой хирургической операции делать. Когда рядом, понимаете, есть хирургическое отделение в зоне. В ночное время завози, делай вскрытие, вывози. Куда, никто знать не будет. Или делать…, ну это вряд ли, это вымысел был, чтоб делал кто-то вскрытие в морге.
... Вот, потому что я знаю, я там жил. Но дело в том, что если бы там это вскрытие делали, так или иначе, я бы знал.
НАВИГ: А почему вы бы знали? Потому что у вас там жена работала?
ВК: Да, я работал, я связан был со всем, я сюда заходил, она работала тут.

....

ВК: Их вот тут выгружали.
НАВИГ: Прям видели их? Они в чем были, в гробах или просто так?
ВК: Нет, они были, их только привезли с…
НАВИГ: с перевала.
ВК: С Аэродрома привезли. И их с машины, они прямо так, знаете, ну, замороженные, их так вытаскивали, они в одеялах были. Помню как сейчас, в синих одеялах таких.
НАВИГ: В их,? У них там одеяла были, на Перевале. Они спали в них.
ВК: Ну, они могли туда и завезти, чтоб их убрать. Это не обязательно их одеяла. А может быть и ихние.
...


VERDEN: Пелагея Ивановна, почему вы здесь сказали, что трупов было не девять, а одиннадцать? Это правда?
ПИ: Конечно, правда, раз написала.
VERDEN: А почему не девять, а одиннадцать, вы не помните, почему вы так говорили? Почему было одиннадцать трупов?
ПИ: Ну, я когда-то писала всю правду.

НАВИГ: А вот врач-гинеколог, как фамилия? У вас там была. Вместе с Шарониным она была.
ПИ: Женщина, которая в вольной больнице работала, Таранова Анна Петровна.
НАВИГ: Она тоже была на обмытии?
ПИ: В вольной больнице она работала.
НАВИГ: Она была…, присутствовала вместе с Прудковым?
ПИ: Мы в зоне работали, а она в вольной больнице работала. У нас зона была из одних мужчин, женщин не было. Так что Анна Петровна у нас в зоне не работала, а в вольной больнице. Но она все знает, я не знаю жива она или нет.
НАВИГ: Не работала, но в морге она присутствовала.
VERDEN: А почему она была в морге?
ПИ: Вызывали, как комиссия была.
VERDEN: А, просто как члены комиссии какой-то, да?
ПИ: Да-да. А это я, вот это мой кабинет был, занималась системами.
ВК: Вот это хирургическое отделение в разные времена.
ПИ: Вот это Прудков, вот сестра-хозяйка. А это Цель Давыдовна, врач.
НАВИГ: Отлично!
ПИ: А это Цаскин Александр Евгеньевич. Это врач-гинеколог был.
ВК: Это Савенков, начальников больницы был.
VERDEN: Это вот больница вольная все, да?
ВК: Да, вольная. Это жена вот тоже начальника управления учреждения, это была жена вот это вот…
ПИ: Иванова.
ВК: Иванова Валентина Ивановича.
ПИ: Она врач была. А это Цаскин Александр Евгеньевич.

VERDEN: А как ее зовут?
ВК: Она в зоне была старшей сестрой.
ПИ: Александра Ивановна.
VERDEN: Как ее зовут?
ПИ: Пронозова Александра Ивановна.
VERDEN: А Шаронин умер, да?
ПИ: Да. Давно умер.

ПИ: Вот это еще живая Эльвира Андреевна, а это дочь Лиза.
ПИ: Это вот, наверное, тоже еще живы…
ПИ: Вот это вот Борщ Лиза.
НАВИГ: Марь Ивановна, в смысле Пелагея Ивановна.
VERDEN: А как фамилия, Борщ?
ПИ: Борщ Эльвира.

ВК: И могли вполне вскрытие делать в хирургическом отделении в зоне.
VERDEN: Конечно, вот они может быть из этого городка перешли в зону и там делали вскрытие. А люди думали, что их увезли в Свердловск.
ПИ: Там же рядом было все, все знали.
ВК: Так скорая своя помощь, не одна, причем была скорая, трупы закладывай, выезжай в зону, тут рядом и делай.
НАВИГ: вот, я хотел бы, Пелагея Ивановна…Все таки вы их одевали в одежду?
ПИ: Ну, чего, я одевала, сначала на голову, руки, а потом растягивали и это, штаны.
ТУАПСЕ: А кто вам помогал?
ВК: Да, там могли и санитарки должны быть.
VERDEN: Кто помогал?
ВК: Кто, какие-то уполномоченные люди, может, были?
ПИ: Санитарки может быть, я не помню уже.
VERDEN: Ну вы же не одна их одевали? Наверное, это трудно одеть что-то на труп.
ВК: Ну, конечно, наверное, ну как, можете себе представить.
НАВИГ: Если их одевали, то это зачем делать?
VERDEN: Это вообще уже непонятно ничего.
Медсестра п/я Н-240 Пелагея Ивановна Солтер совсем не похожа на забывчивую старушку выдумщицу. Она помнит множество подробностей по не относящимся к дятловцам моментам, почти всех по имени-отчеству и знает кто где жил, чем занимался и занимается. Нет никаких сомнений в том, что она говорит именно о трупах группы Дятлова, ибо видела их на автобусной остановке в момент выдвижения группы в поход. Мы подробно рассмотрим все узловые точки этих бесценных свидетельств. Начнем.


Пелагея Ивановна Солтер во время работы в Ивделе

По свидетельству Солтер и ее супруга (а он тоже был очевидцем тех событий) всех студентов группы Дятлова доставили несколькими партиями с разницей между ними в несколько дней. Всех в закрытый морг вольной больницы Ивдельлага, где проводился вовсе не патологоанатомический анализ трупов со вскрытием, а только внешний осмотр с обмыванием трупов от грязи. То есть ни место, ни время, ни характер осмотра не соответствует УД, которое мы имеем теперь. Там вскрытие проводил Возрожденый и Ганс в присутствии Иванова и Климова, при дневном свете. Здесь же все осмотры проходили в ночное время в другом морге, где вообще вскрытие не проводилось, ибо нет хирургического отделения. С трупов была снята одежда, которую просто срезали с закоченевших тел... Вот тут остановимся и разгадаем один из застарелых ребусов с разрезанной на трупах одеждой и переодеванием.

Как известно из УД, одежда с умерших Юрия Дорошенко и Юрия Кривонищенко была частично снята, частично - срезана ножом. Кое-что из этой одежды было обнаружено на телах Семёна Золотарёва (свитер) и Людмилы Дубининой (штанина от брюк). Половина свитера цвета беж обнаружена в 15 метрах от ручья под деревом. Половина лыжных брюк обнаружена в месте срезания вершин для настила. У костра также был найден оторванный обшлаг от свитера. Также на настиле были обнаружены коричневые брюки с разрезанными штанинам в нижней части. Более того, одежда всех туристов была неимоверным образом перепутана. На Дорошенко была верхняя одежда от Золоторева, а на Золотореве частично одежда Дубиной. На трупе Дятлова И. была обнаружена одежда, перечисленная в акте вскрытия трупа: жилет меховой, обшитый синим сатином. Ю. Юдин заявил, что этот жилет принадлежит ему и 28/I-59 г. передан им С. Колеватову (УД. Лист 12).

АКТ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУПА ГРАЖДАНИНА КРИВОНИЩЕНКО Георгия Алексеевича, 23-х лет (УД, Лист 113):
Левая нижняя половина кальсон отсутствует до уровня коленного сустава, края ткани кальсон в местах обрыва кальсон неровные с обугливанием ткани, под кальсонами синие сатиновые плавки...
АКТ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУПА ГРАЖДАНКИ КОЛМОГОРОВОЙ Зинаиды Алексеевны, 22-х лет (УД, Лист 127):
Одежда на трупе: на голове красная шерстяная шапка, завязанная на подбородке на бант, под ней синяя шерстяная вязанная шапочка, прикрепленная к волосам застежкой, синий шерстяной свитер, левый обшлаг оборван, одет на левую сторону, под ним хлопчатобумажная ковбойка с длинным рукавом и одним левым…
АКТ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУПА ГРАЖДАНИНА ДОРОШЕНКО Юрий Николаевич, 21 года (УД, Лист 106):
Майка безрукавка - трикотажная, салатного цвета, трусы и плавки сатиновые синего цвета, трикотажные кальсоны голубые застегнуты на две пуговицы. В области средней трети бедра на внутренней поверхности слева, а справа на передней поверхности имеются разрывы кальсон, размерами 22 х 33 см. справа и 13 х 13 см. слева.
Акт исследования трупа Дубининой (УД, Лист 133):
На трупе одеты рваные хлопчатобумажные брюки темные, с поясом на резинке. Брюки сильно рваные и местами обожжены. Левая нога - область частично голени и стопы завернуты в серый шерстяной обожженный лоскут из кофты с рукавом. На левой ноге одет рваный шерстяной коричневый носок. На обеих ногах хлопчатобумажные синие, рваные носки. Под ними серые шерстяные носки машинной вязки. Черное хлопчатобумажное трико рваное в области промежности в том числе и разрезанные по паху брюки, в области пояса на резинке.
К настоящему моменту озвучено много версий этого кавардака с одеждой (от разжигания одеждой костра, до сумасшествия), но ни одна из них объективно не может считаться удовлетворительной. Журналист Григорьев так и записал в своем блокноте:
Они ведь рвали на себе кальсоны, бросая их в огонь, чтобы он не погас.
(http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/bloknotgrigoriev.shtml).
Интересно, где-нибудь в мире за всю историю человечество кто-то пробовал разжигать зимой костер для согревания, срезая с себя кальсоны?! А кто-нибудь пробовал с трупов срезать обмороженную одежду ножом? Это даже скальпелем не сделать, надо сначала дать одежде оттаять. А обычным ножом вообще невозможно срезать одежду, тем более в области паха. Кто-то может представить себе картину, как люди срезают с умершего товарища брюки в области паха? Да такого даже во времена ВОВ не бывало! К тому же на Кривонищенко осталась Со слов поисковика Аскинадзи, брюки Кривонищенко были разрезаны в области паха, как с трупа:
«Ещё одно моё частное наблюдение: срезали верхушки ёлок и делали настил уже после того, когда замёрзли ребята под кедром, поскольку на настиле были их вещи, в том числе и разрезанные по паху брюки» (http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/askinadzi2.shtml). Ладно бы эти брюки потом как-то использовались, так ведь нет - их нашли в одной из четырех аккуратных кучек одежды на настиле. При этом на Кривонищенко осталась теплая куртка Золоторева, а сам Золоторёв оказался в куртке Дубининой. Интересно, почему Золоторев не взял свою куртку с трупа Кривонищенко и предпочел раздеть девушку? И при этом зачем-то с трупа срезал брюки по паху и не использовал? Этому кавардаку нет никаких объяснений, и все, кто пытается по этим моментам выстроить свои версии с переодеванием заведомо будут в тупике. Очевидец разбора вещей Аскинадзи свидетельствует: «Вещи свалили кучей в помещении лыжной базы нашего общежития, которая находилась в подвале. Вещей было, как мне показалось, очень много. Вот Юра брал сверху вещь, называл его хозяина и откладывал в сторону. Брал другую. Если она принадлежала предыдущему хозяину, он клал её в эту же кучу. В общем, разбирал, кому, какая вещь принадлежит. Выявились парадоксальные вещи, когда выяснялось, что кто-то должен быть голым, потому что все вещи его были в палатке.
(http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/askinadzi2.shtml)
Ну и как теперь выстраивать очередную логическую цепочку? Кто-то в бане решил попариться прямо в палатке?

А теперь я попробую озвучить свою простую и логическую версию. Дело в том, что трупы в одежде сначала доставили в морг Вольной больницы зоны п/я Н-240, где они были отморожены (со слов Солтер в течение недели), раздеты и омыты. При раздевании окоченевших трупов пришлось срезать одежду, или делать надрезы. Такова, со слов Солтер, обычная практика в морге. Затем трупы были одеты в купленную в Ивделе новую одежду, уложены в гробы и увезены из морга, где работала Солтер и Прудков в неизвестном направлении (предположительно в Свердловск).

По всей видимости дела обстояли так: первая пария трупов поступила в морг Вольной больницы Ивдельлага где-то в районе 5-ого февраля. По факту ее поступления 06.02.59 было возбуждено Первое уголовное дело, на которое был поставлен неопытный тогда следователь ивдельской прокуратуры Коротаев. Всего за несколько дней через морг прошло 11 трупов. По указанию сверху трупы не вскрывались, а просто омывались от остатков крови и грязи и вывозились. Коротаеву была подкинута сверху подсказка – либо свалить все на манси, либо на замерзание. Иванов начал работу, но проявил не по годам рьяную прыть и вышел на след реальных преступников и причин убийства. Изначально «режиссеры» сокрытия преступления планировали трупы не вскрывать и по тихому захоронить на Ивдельском кладбище. Сразу по факту скорого закрытия адаптированного дела следователем Коротаевым. Но необыкновенный резонанс в Свердловске и уже просочившаяся в массы информация о ракетных испытаниях в районе Отортена заставили «режиссеров» переписать сценарий.

Возможно, импульсом для этого и стал звонок молодого следователя Иванова в областную прокуратуру Свердловска (см. интервью Окишева). Коротаев перешагнул через свое непосредственное начальство и сообщил наверх, что дело хотят замять, что тут трупы и какие-то «огненные шары». Более того, Коротаев поставил в известность председателя горкома Ивделя Проданова, который тут же сообщил о трагедии в Свердловский обком Кириленко. Вот тут и подключился Обком, КГБ и все другие замешанные в деле службы. Вместо помощи Коротаева тут же снимают с должности и передают дело Иванову, без объяснений. Похоронить трупы по тихому не получилось, а следствие явно вышло из под контроля. Надо было срочно как-то решать проблему.

Тогда под «своего» следователя Иванова и разыграли спектакль с нахождением на Горе мертвецов замерзших студентов. Решили все сделать степенно и по правилам. Трупы повторно разложили и закопали в районе горы Верхуспии у перевала в Лозьву. Перед этим мероприятием трупы решили одеть в их прежнюю одежду. Вот тут и случился неприятный казус. Дело в том, что «чужие люди» не запомнили, какой из туристов в какой одежде был и пришлось фантазировать. Фэнтези получилось не очень хорошим, особенно если учесть, что многие предметы одежда были уже повреждены и порезаны при раздевании трупов. Тем не менее спектакль отменять было уже поздно и получился нелепый маскарад . Клочки отрезанных частей одежды долго не думая просто разбросали у Кедра и оставили на настиле. И стали ждать прибытия «своего» следователя Иванова, «своих» поисковиков Масленникова, Слобцова и Аксельрода.

Для пущей убедительности холодной версии и ускоренного завершения спектакля наиболее изуродованные тела сбросили в ручей и присыпали обвалом снега с обрыва. А из Екатеринбурга в Ивдель уже вызвали «своего» судмедэксперта Возрожденного, который был осужден и находился на условном сроке (то есть был на крючке КГБ). Дальше Вы знаете… Вот почему все тела имели трупные пятна на спине и тыльной части тела – они были отогреты и долго пролежали в морге на спине, ожидая повторного нахождения на горе Верхуспии и последующего Официального осмотра и вскрытия товарищем Возрожденым. Вот почему Коротаев утверждал, что первый осмотр трупов был без вскрытия. И вот почему Пелагея Ивановна не помнит ни Возрожденого, ни Ганса, ни Иванова. Это были разные события, разнесенные во времени.

Со слов Пелагеи Ивановны Солтер сначала привезли 3 трупа (два женских и один мужской), потом еще три и затем всех остальных. Всего одиннадцать трупов. Это настолько разнится с информацией в УД, что принято списывать эти свидетельства на забывчивость Солтер, её невменяемость. Якобы она уже старая, подзабыла. Еще раз повторюсь, что судя по интервью (а есть и видео этого интервью) Пелагея Ивановна вполне вменяемый человек, с отличной памятью. Но дабы не осталось сомнений в этом приведу Письмо Солтер в адрес Юрия Юдина от 2000 года, за 8 лет до указанного выше интервью:
Уважаемый Юрий Ефимофич

Здравствуйте!

Извините что задержались с ответом на Ваши вопросы. Мы получили с Ивделя газету, и наша дочь Людмила сделала отпечаток и мы посылаем Вам чтобы Вы узнали что пишет газета Северная звезда города Ивделя!!! Закончили Вы учобу в институте?

Отвечаю на Ваши вопрсы!

Мне уже 86 лет может не всьо помню.

В какой больницы я тогда работала?

Мы с Доктором Прудковым у нас было учреждение МВД. Это управление Воинской части Н-240 которое занималось делами заключенных, колониями.

Колоний у нас было много!

В Ивделе рядом с Управлением, где высадились на автобус!

На Лесозаводе, Гидролизном, Бурмантово, Вижае, Лозьва, Понило, там сидели осужденные! И Воинская часть занималась жизней заключенных!!! Вот и это управление имело свою больницу, и во дворе в этой больницы был морг для умерших, и в этом морге обследовались Ваши друзья!!!

2й вопрос Какие врачи еще осматривали?

Кроме Прудкова Иосифа Давыдовича никто больше не обследовал, может быть без нас кого то звали но при нас никого не было!

Мертвых осматривали, переодевали в новую одежду, ложили в гробы, закалачивали и на самолётах увозили в Свердловск и говорили что сразу отправляли на кладбище и хоронили!!!

Врача Ганца я незнала я его невидила!

3 вопрос! Первых привезли 3х! 2 девочки и одного парня!!!

Лица у них были как у мёртвых. Я Вам помоему писала, что в одной девочки волосы с одной стороны обгоревшие, на одной руке немножко обгорел рукав и немножко на одной стопе захватило огнем, но а на этих двоих была одежда нормальная, только грязная, они же все ползли, но конечно и загрязнилися!

После этих нашли 3х, только какого числа я непомню, а потом еще 3х привезли. Если бы знала что нужно будет потом рассказать все подробно мы бы с Иосифом Давыдовичом Прудковым сдалибы записи в архив. Иосиф Давыдович потом уехал в Свердловск и скоро умер, сделали операцию, рак прямой кишки, неудачно в Свердловске, и отправили в Москву, но там не могли его спасти и отправили домой в Свердловск и он умер!!!

Это был святой человек!

А я перейшла в зону забрал меня Шаронин Анатолий Александрович. Забрал в зону в операционную. Это в 1988.

Я проработала 54 года операционной сестрой и в зоне брала ещё дежурной, от управления нам платили, 250, а в зоне нам ночные вызова платили в двойном размере!!! А у вольной больницы если нас вызывали ночью этих часов нам не оплачивали. В зоне был хирург Шаронин Анатолий Александрович на 68 году жизни умер.

Больше я Вам ничего немогу сказать. Больше спасибо за Ваше поздравление с Новым Годом! Желаем доброго здоровья! Нехай Господь Бог благословить Вас и Вашу семью! С уважением, Пелагея Солтер

(вертикальная надпись:)

Есдт Вас еще будуть вопросы пешите

нам!!! Ми будем отвечать

С уважением Семья Солтер
В своем письме Солтер чётко говорит о трёх партиях трупов по три трупа в каждой. То есть ровно 9 трупов. С интервалом в несколько дней. Поэтому мы будем основываться на самых первых показаниях очевидца, то есть на Первом письме Пелагеи Ивановны от 2000 года. Там было 9 трупов: 3 партии по 3 трупа. В первой партии 2 девушки. Очень прошу запомнить и отложить в памяти этот важный момент. Все трупы были очень грязными, хотя откуда взяться грязи на снежном склоне? Очевидно, что трупы прибыли не с маршрута группы Дятлова, а уже из какого-то места, где можно было загрязниться. Именно там и нашли свою смерть ребята группы Дятлова. Что это было: воинский ангар, какие-то катакомбы, застенки? Не будем гадать, главное, что трупы прибыли не с высоты 1079, а откуда-то с другого не известного нам пока места. По свидетельствам Виктора Константиновича Солтер трупы привозили с аэродрома на грузовых машинах и переносили из машины в морг в темно-синих одеялах. У всех туристов группы Дятлова имелись подобные одеяла (8 синих, 1 коричневое).

Разгадаем еще один застарелый ребус дятловедения: почему одеяла в Палатке были смерзшимися, если палатку не топили и одеяла были сухими? А ответ очень простой: в этих одеялах сначала доставили трупы, потом они где-то пролежали в тепле и оттаяли, промокли. Затем, когда жареный петух клюнул, эти одеяла прямо так и доставили в Палатку для спектакля. Ясное дело, что после подобных процедур они будут скомканными и смерзшимися.

Важные моменты по показаниям Солтер, которые противоречат УД:

1. Все трупы были одеты, что противоречит информации из УД с раздетыми первыми двумя трупами Кривонищенко и Дорошенко.
2. Трупы пришли тремя партиями, в течение нескольких дней. В каждой партии было по три трупа. Это противоречит УД, ибо там было две партии: 5 и 4, последняя пришла в мае спустя три месяца после первой.
3. Все трупы были целыми, кроме одного, у которого была ранена голова. Согласно УД последние трупы были на стадии разложения.
4. Трупы омывались без вскрытия с заменой одежды на новую, купленную в Ивделе, затем отправлялись в Свердловск (предположительно). Вскрытие в Ивделе не проводилось. Согласно УД вскрытие проводилось в Ивделе, сразу. Все трупы были в той одежде, в которой их нашли. Это исключает предварительное омывание тел перед вскрытием. Ибо трупы после омывания одевались в новую одежду и клались в гробы и заколачивались.
5. Трупы прибыли в морг в темно-синих одеялах. Согласно УД первые трупы отправляли на носилках, последние в цинковых гробах.
6. Состав членов Осмотра не соответствует составу Осмотра и вскрытия трупов по УД.
7. Осмотр проводился в морге в ночное время, вскрытие проводилось при солнечной погоде в операционной.

И еще один важный момент. Категорическое неприятие показаний Пелагеи Ивановны Солтер дятловедческое сообщество мотивирует тем, что Солтер осматривала другие трупы, ибо не заметить повреждения грудной клетки у Золотарева и Дубининой она не могла. И приводят фотографию Золотарева из морга. Мол, смотрите, там грудина проломлена чуть ли не до позвоночника, как такое не заметить!!! Ату Солтер, она врет!!! Вот и вся аргументация... Ну что же, давайте разбираться. Возьмем в руки эту фотографию и внимательно рассмотрим:


Труп Золотарева в морге. Если присмотреться. то очевидно, что это труп уже после вскрытия: наискось по области всей грудной клетки идет зашитый шов. При вскрытии трупа ребра удалили, вытащили внутренности, а обратно ставить не стали. Что и понятно, в разложившийся труп ставить ребра не к чему, а сломанные ребра вообще вставить не возможно, ибо дуга ребра держится на двух точках. Перед нами труп с вытащенными ребрами, оставлены только нижние целые ребра, чтобы труп полностью не потерял форму

Перед нами труп после вскрытия и вытаскивания ребер. Шов наискось по всей грудине не оставляет иного варианта. При вскрытии трупа ребра удалили, вытащили внутренности, а обратно ставить не стали. Что и понятно, в разложившийся труп ставить ребра не к чему, а сломанные ребра вообще вставить не возможно, ибо дуга ребра держится на двух точках. Перед нами труп с вытащенными ребрами, оставлены только нижние целые ребра, чтобы труп полностью не потерял форму. Но, если этого не достаточно, расскажу о том, когда возможна картина с проломленными ребрами до позвоночника. Оказывается: никогда.

Действительно, известны такие переломы, когда фрагмент грудной клетки проламывается по периметру и теряет связь с остальным скелетом. Это так называемые окончатые, или флотирующие переломы:
Флотирующие (окончатые, створчатые) переломы рёбер — группа переломов рёбер, при которых образуется фрагмент рёбер, не связанный костно с позвоночником[1][2]. Таким образом, в грудной клетке образуется патологически подвижный свободный фрагмент — рёберная створка (окно).

При флотирующих переломах в результате травмы образуется фрагмент грудной клетки, не участвующий в её движениях и перемещающийся в зависимости от внутригрудного давления. То есть несколько ребер ломаются так, что возникают не соединенные с костным каркасом грудной клетки отрезки ребер, удерживаемые благодаря уцелевшей коже и мягким тканям, — так называемое рёберное окно. Оно западает при вдохе (снижение внутригрудного давления), а выбухает при выдохе (повышение внутригрудного давления).

Это объясняет флотацию рёберного окна — парадоксальное движение, противоположное движению грудной клетки[2](см. рисунок 2). Нарушение каркасности грудной клетки приводит к неполному расправлению лёгкого на стороне повреждения. Примечательно, что на вдохе из-за западения флотирующего участка внутрилёгочное давление воздуха на стороне повреждения выше, а на выдохе из-за выбухания рёберного окна ниже, чем в лёгком на здоровой стороне. В связи с этим при дыхании происходит частичное перекачивание воздуха из лёгкого на поражённой стороне в лёгкое на здоровой (рисунок 2A), а при выдохе — наоборот (рисунок 2B).

Такое маятникообразное движение воздуха в лёгких приводит к увеличению «мёртвого» пространства и способствует нарастанию гипоксии. Кроме того, разное давление в здоровой и повреждённой половинах грудной клетки, изменяющееся в процессе дыхания, обусловливает смещение органов средостения (в том числе сердца и крупных сосудов) маятникообразного характера, что обусловливает развитие также сердечно-сосудистых нарушений[1]...Клиническая картина и тяжесть состояния определяется положением и размерами рёберного «окна», а также амплитудой колебаний: чем больше и мобильнее створка, тем тяжелее состояние пострадавшего. Нефиксированные флотирующие участки ребер могут смещаться на 4,0–4,7 см, при этом патологическая подвижность у нижних (6–8-го) ребер больше, чем у верхних (3–5-го) ребер[3]. По локализации наиболее неблагоприятными являются передние двусторонние и левосторонние переднебоковые створчатые переломы, а задние двусторонние и заднебоковые — более благоприятны[4], что обусловлено значительной мышечной массой по задней поверхности грудной клетки и иммобилизирующим действием положения тела пострадавшего лёжа на спине. Усугубляют тяжесть состояния также сопутствующие повреждения органов грудной клетки (гемо- и пневмоторакс, ушиб лёгкого, ушиб сердца и другие) Моя ссылка
Даже при окончатом переломе грудная клетка не смещается до позвоночника, максимальный люфт 4-4.7 см при вдохе-выдохе. Само-собой у бездыханного трупа подобный дефект не увидеть. Но в ситуации с трупом Золотарева ВООБЩЕ невозможно увидеть дефект, ибо перелом не окончатый. Из элементарной механики грудной клетки, чтобы передняя часть прижалась к позвоночнику нужен такой перелом, при котором все кости по периметру пролома не будут связаны с позвоночником, а легкие и сердце между передней и задней частями будут сплющены в лепешку. Из Акта осмотра трупа Золотарева его легкие и сердце не тронуты механическим воздействием и абсолютно не сплющенные, когда Возрожденный проводил визуальный осмотр трупа Золотарева перед вскрытием, перелом ребер им выявлен не был (см. УД).

Поэтому нападки на Солтер и её показания, мягко говоря, необоснованы. Солтер зафиксировала то, что могла: травму головы одного парня, опаленные волосы у девушки (что и подтвердили Акты Возрожденного). Увидеть переломы ребер Пелагея Ивановна не могла, поэтому и не сказала об этом.

Если перечитать интервью Солтер, то создается устойчивое впечатление, что она действительно ничего не знала о майской партии трупов дятловцев. Её супруг узнал о них из литературы, которая недавно появилась. Это сейчас все всё знают про группу Дятлова до мелочей. Но даже в 2000 году о ней знали единицы, даже чета Солтер, проживавшая в Ивделе в то время, ничего о майской партии не знала. А это дает свидетельским показаниям Пелагеи Ивановны Солтер еще больший вес. И мы их конечно учтем в своем дальнейшем расследовании. А если к сведениям Солтер добавить свидетельства Коротаева и Красноборова, то картина становится еще более понятной. Как мы помним, офицер КГБ Красноборов что трупы утверждает, что трупы пришли в морг как живые, то есть свежие. В одной партии были "хорошие" трупы и "изуродованные". Само-собой это в корне опровергает официальную версию, согласно которой изуродованные трупы прибыли через три месяца, после первой партии.

И еще один существенный момент. А почему этот первый осмотр проходил не в морге городской больницы Ивделя, а в закрытом морге п/я № Н-240? Дело в том, что при приемки трупов в городскую больницу, или в любой другой гражданский морг, необходимо заполнить множество обязательных документов:
10. Прием, регистрация, хранение и выдача трупов в судебно - медицинских моргах

10.1. Прием трупов в судебно - медицинский морг производится круглосуточно санитаром морга только при наличии сопроводительного документа, упомянутого в п. п. 1.3 и 1.4 Правил судебно - медицинской экспертизы трупа.

10.2. Санитар, принимавший труп, регистрирует одежду, ценности, документы умершего и другие предметы, доставленные с трупом, в «Журнале регистрации носильных вещей, вещественных доказательств, ценностей и документов в морге» и прикрепляет к трупу бирку с указанием фамилии, имени, отчества, возраста умершего и регистрационного номера либо металлический жетон со штампованным регистрационным номером.

10.3. Регистрация трупа и сопроводительных документов в «Журнале регистрации трупов в судебно - медицинском морге» осуществляет медицинский регистратор или другое специально назначенное лицо.

10.4. Регистрационные журналы с пронумерованными листками прошнуровывают, опечатывают печатью Бюро судебно-медицинской экспертизы, подписывает начальник Бюро и выдают под расписку заведующему отделом судебно-медицинской экспертизы трупов или заведующему городским, районным, межрайонным отделением судебно- медицинской экспертизы; на них же возлагается систематический контроль за правильность ведения Журнала. Законченные регистрационные журналы под расписку передают на хранение в канцелярию Бюро судебно-медицинской экспертизы.

10.4.1. Срок хранения «Журнала регистрации трупов в судебно-медицинском морге» составляет 25 лет, «Журнала регистрации носильных вещей, вещественных доказательств, ценностей и документов в морге» - 10 лет
Очевидно, что те, кто пригласил Солтер на ночную подработку были крайне не заинтересованы в полном оформлении документов и лишних свидетелях. Иначе они были бы обязаны провести Осмотр в гражданском городском морге, в дневное время, с заполнением всех необходимых документов, силами штатного персонала (врачей и санитаров). Трупы сначала фиксируются в Журнале, потом, в случае с замерзшими трупами, несколько дней отмораживаются. Все вещи фиксируются в специальный журнал и т.д, и т.п. Какой смысл осматривать студентов в морге для заключенных? Это уже само по себе нарушение Закона, требующее отдельного постановления. И еще один ВАЖНЫЙ момент. Некоторые полагают, что одевая трупы в новые одежды (как свидетельствует Солтер), власти планировали передать трупы родным. Но это не так. Наоборот, если планируется передача трупов родным, то одежду покупают сами родные. А вот если планируют хоронить без передачи родным, то поступают как раз так, как в нашем случае:
10.7. Трупы выдают для погребения родственникам или близким умершего, либо уполномоченным общественными организациями, взявшими на себя погребение, по предъявлении из ЗАГСа «Свидетельства о смерти».

10.7.1. В случае убийства или подозрения на него трупы выдают для погребения с письменного разрешения органов внутренних дел или прокуратуры;

10.7.2. трупы выдают в гробу (или соответственно местным национальным обычаям), обмытыми и одетыми; гроб доставляют лица, осуществляющие погребение. Подготовка и выдача трупов для погребения входит в обязанности санитаров морга. Запаивание металлического (цинкового) гроба не входит в их обязанности.
Поэтому, после ночного Осмотра трупов, на котором присутствовала Солтер (вернее их было три, и все ночные), никто трупы выдавать родственникам для погребения не собирался.

Но это противоречит всем нормам. При осмотре трупов в морге обязательна процедура опознания трупов. Для этого следователь издает Постановление на опознание трупов, приглашаются свидетели (родственники, близкие) и при этом важнейшем акте следователем ведется Протокол опознания трупов с допросами каждого свидетеля (как и по каким признакам труп опознан). Эта процедура проходит до анатомирования трупов. Но ничего подобного Солтер не наблюдала, чему очень подивилась. Властям уже было ясно, чьи это трупы и никакого опознания не требовалось.

Кстати сказать, подобную же грубую ошибку мы видим и при официальных осмотрах трупов Ивановым. Там есть анатомирование трупов, но нет ни одного протокола опознания трупа и допросов свидетелей. При ведении настоящего (а не бутафорского) УД подобные деяния не возможны. Многие исследователи и дятловеды-горлопаны никогда не примут сведения, отраженные в этой главе. Ибо принятие этой важнейшей информации разрушает все озвученные на сегодня реконструкции тех событий. Поэтому приведу еще один весомый аргумент. Согласно УД, вскрытие последней четверки проходило в том же ивдельском морге, в котором проходило вскрытие в марте. Но на данный момент мы можем утверждать, что это не так. На самом деле вскрытие последней четверки трупов проходило в Свердловске. Привожу аргументацию. Следователь Л.Н. Иванов пишет в своей статье:
Сенсация наступила, когда в условиях свердловского морга мы провели вскрытие и этих трупов.
("Огненные шары", Тагильский рабочий, 1990 г.)
Прямым текстом Лев Никитич определяет место вскрытия последних трупов свердловским моргом. Если этого мало, то приведу еще одно свидетельство профессора Евгения Николаевича Крупнина, который работал в Свердловской СМЭ в 1959 году:
Но когда на дне оврага были найдены последние четверо, на которых была определена повышенная радиоактивность. Б.А. возрожденный взял на себя ответственность настоять на перевозке тел в Свердловск. При морфологических исследованиях он выявил у туристов множественные тяжёлые травмы костной системы и внутренних органов.
(О. Архипов, Судмедэксперты в деле Дятлова, Тюмень 2015, стр. 55)
И это и еще не все. Как известно со слов Коротаева, на вскрытии последней четверки присутствовал судмедэксперт Сведловской СМЭ Георгий Ганс. Но по опросу супруги Георгия, который провел писатель Олег Архипов, Ганс в 1959 году в Ивдель не выезжал, работал в Свердловске. Кстати, именно подпись Ганса будет стоять под Актами СМЭ по Гистологическим экспертизам последних 4-х трупов, а значит Ганс работал по этим трупам совместно с Возрожденным. Со слов супруги Ганса, у него было множество фотографий по вскрытию последних дятловцев, которые он хранил в особых альбомах. Кстати сказать, Коротаев пригласил на первый осмотр не Возрожденного, ни Ганса, а некоего Лаптева из Первоуральска:
НАВИГ: Но под актами вскрытия нет подписи Ганса, а есть подпись Возрожденного и Лаптева? Ганс присутствовал при вскрытии?

КВИ: Для объективности скажу, что я вызвал для помощи Лаптева из Североуральска.
(Текст телефонной беседы "ЦЕНТРа гражданского расследования трагедии Дятловцев" НАВИГ" с Коротаевым В.И (КВИ). 12 дек. 2007 г.)
Почему В.И.Коротаев решил пригласить эксперта не из областного СМЭ (как положено), а из соседнего города? Потому что приглашать судмедэксперта из Свердловска было нельзя, Темпалов и Проданов приказали провести осмотр скрытно от Свердловской областной прокуратуры. Провести осмотр для галочки и тихонько похоронить трупы. Вот таков был первичный сценарий режиссеров. Вот почему осмотр П.И. Солтер не имеет ничего общего со вскрытием Б.А. Возрождённого - это события абсолютно разные. Для пущей убедительности Олег Архипов перерыл все записи в журналах Ивдельского ЗАГСа, где должны были фиксироваться заключения о смерти найденных дятловцев. Так вот, если записи по первым пяти трупам ему найти удалось, то записи по последним четырем трупам там отсутствуют. А это означает, что вскрытие майских трупов проводилось в Свердловске, что сразу переводит Осмотр Солтер в отдельное делопроизводство, которое ничем не связано с официальными осмотрами-вскрытиями. Надеюсь, после этих фактров честные исследователи взглянут на показания Пелагеи Ивановны Солтер иначе, без нигилизма и полного неприятия. Эти показания полностью меняют суть произошедших тогда событий.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] > 19 < [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35]
Содержание :
1. Введение
2. Это не лавина
3. Мистическая составляющая не имеет под собой почвы
4. Загадочный Отортен, куда поисковиков так и не пустили
5. Была ли группа Дятлова в долине Лозьвы и на Отортене?
6. Несколько замечаний по Уголовному Делу (УД)
7. Лишние лыжи в группе Дятлова - следы "чужих людей"
8. Экспертная оценка трупов
9. Соответствовало ли УД принятым стандартам?
10. Где могла произойти гибель группы Дятлова?
11. Фальсификация с Палаткой и следы присутствия "чужих людей"
12. Почему группа Дятлова не могла установить Палатку на высоте 1079
13. Почему Дятлов "забыл" протопить печку в лютый мороз
14. Следы присутствия у Палатки чужих людей
15. О чём говорят солдатские обмотки и портянки
16. Ёлки-палки, или как появился настил у ручья
17. Таинственный Лабаз, и как он появился
18. Какой следователь вел Дело группы Дятлова?
19. Как и когда проходил первый, настоящий осмотр трупов
20. Записка с Отортена и "солидные люди" в Ивделе
21. "Вечерний Отортен"
22. Неожиданный В.Д. Анкудинов, или последний свидетель, с кем откровенничал товарищ Возрождённы
23. Про "огненный шар" и сигнальную ракету
24. Таинственная "Застава Ильича", или откуда прибыл радист Неволин
25. Поддельные фотоплёнки от товарища Иванова, или как "добрый" следователь студентов разв
26. Почему туристы были без обуви, про валенки и другие любопытные вещи
27. Фактические причины смерти туристов
28. Почему из Дела изъяты все Акты судебно-химических исследований трупов
29. Последние штрихи: рассматривая материалы 2-ого тома УД
30. Последние дни группы Дятлова (реконструкция событий февраля 1959 г.)
31. Как Власть УД закрывала
32. Режиссеры и главные исполнители
33. Капитан Чернышов и его "каскадёры
34. Как принимались решения в высоких кабинетах Власти
35. Как проходил Спектакль (реконструкция событий февраля-мая 1959 г.)

 

Комментарии :

Pashka_Dodger   2018-10-13 17:32 #168  

Огромное спасибо автору за проделанный труд. Пожалуй на данный момент это лучшее объяснение гибели группы Дятлова. Хотя место и обстоятельства гибели туристов могли быть иными, но ход мыслей правильный, вне рамок, навязанных нам официальной версией.

Pashka_Dodger   2018-10-13 17:39 #169  

Думаю первое УД от 06.02.1959 должно было заканчиваться словами следователя:
Тела обнаружил охотник Пашин.
Группа туристов погибла, попав в лавину на горе Отортен, в следствии этого у некоторых ее членов были обнаружены переломы ребер и костей черепа, остальные члены погибли от переохлаждения или задохнулись под снегом (тогда и цвет крови подошел бы как нельзя лучше).
Вскрытие произвел ..такой то..
Следователь Ивдельского р-на ..такой то..

Но не своевременное вмешательство свердловских и не готовое дело испортило все планы.

rig   2018-12-24 10:13 #170  

Да ваша версия ближе всех к правде но вопросы тоже есть Вы говорите что первый осмотр трупов был ранее были обмыты одеты и увезены куда то тогда почему некоторые трупы из первой пятерки такие грязные то есть в крови и многочисленных ссадинах и запекшийся крови не понятно если их перед этим обмывали

Evgen   2019-01-06 15:12 #175  

Версия абсолютно несостоятельна. М.Шаравин натыкался на заметённую снегом лыжню (предположительно дятловцев),подходя уже ближе к обнаруженной палатке(интервью с КАНом).Как минимум (не помню точно) трое были обнаружены в "ложе трупа" с характерным обледенением снега от дыхания (официальные данные),т.е. умерли там где их и обнаружили,никаких инсценировок.Двое часов на руке Тибо - обычная практика в походах.Часы передавали дежурному на время сна (одно из интервью Ю.Юдина).Читать до конца данную версию не вижу смысла.

iva   2019-01-15 14:41 #176  

Уважаемые коллеги! Я внимательно ознакомилась с версией А. Каса. Дело в том, что я лично беседовала с Борисом Ефимовичем на конференции, посвященной памяти группы Дятлова в 2009 году. Борис Ефимович однозначно подтвердил в разговоре, что к книге Буянова Е.В. не имеет никакого отношения. Автор книги вышел на него и попросил подписать для придания значимости лавинной версии. Вот персона Буянова - крайне напрягает и смущает, т к данный дятловед - лавинщик с упорством продвигает свою версию вопреки любой критике и несостыковкам. Слобцова Б.Е. считаю честным, в 1959 году он был почти ребенком. Думаю, что учитывая дальнейшую неразборчивость (поставил подпись под версией, к которой не имеет никакого отношения И НЕ РАЗДЕЛЯЕТ ЕЕ), ставил подписи под документами, которые ему предлагали подписать. Не знаю реалий того времени, судить не буду. Возможно, просто по-другому было нельзя.

Andy   2019-01-22 18:45 #177  

Для подтверждения любой гипотезы можно привести огромное число фактов, доказывающих данный тезис, но достаточно всего-лишь одного опровергающего гипотезу, чтобы считать этот тезис ложным. Я не большой специалист по этому делу, и не изучил всех материалов, но внесу свою ложку дёгтя. Есть известная поговорка "нет тела - нет дела". Так следы не заметают. Если тела оставили, то сделали бы так, чтобы не возникло столько подозрений. Достаточно было бы на троих обрушить ствол дерева, чтобы можно было объяснить полученные травмы. И с остальными неувязка. Я, конечно, говорю от себя, но у группы зачистки, которая должна была попросту доставить задержанных, врял ли были в запасе шприцы с морфием. Однако я не считаю это дело рядовым. Оно достаточно необычно.

Andy   2019-01-23 11:24 #178  

Ещё одна ложка дёгтя
При замерзании у трупа:
"Отмечается переполнение мочевого пузыря вследствие нарушения его иннервации".
http://www.medintime.ru/medtimes-766-1.html

Евген Антибуянов   2019-03-08 00:05 #180  

Ещё одна ложка дёгтя
При замерзании у трупа:
"Отмечается переполнение мочевого пузыря вследствие нарушения его иннервации".
Но рассматриваемой Версии очень аргументированно доказано: смерти от замерзания НЕ БЫЛО, ибо не выявлено необходимого комплекса признаков.Тому приведена большая глава с массой фактологического материала. Поэтому, вам придется этой ложкой дёгтя намазать себе что-нибудь. Исключительно, для Вашей же пользы, дабы в следующий раз читали повнимательней.

Евген Антибуянов   2019-03-08 00:10 #181  

Andy, если бы делали, как Вы советуете: нет тела - нет дела, то в феврале там бы оказалось пол-Свердловска. И излазили бы весь Урал. А там Авария секретного объекта, туда пускать никого нельзя... Вы, вообще, читали Версию Каса? Или просто поболтать зашли?

Майя   2019-03-14 10:54 #182  

Зачем товарищу Мильману уточнять маршрут? Был живой Юдин, он должен был знать куда и как они должны идти. Почему нет видео с медсестрой Солтер (или я его не нашла в сети)?

rig   2019-03-25 08:41 #184  

Видео с медсестрой есть только в одноклассниках,по крайней мере я только там смог найти.

LehaKB   2019-04-03 11:39 #185  

версия конечно шикарная, и проработана вообще выше крыши,......но о боги, ответьте мне кто нибудь на один маленький вопрос - ЗАЧЕМ, ЗАЧЕМ я вас умоляю городить весь этот огород, там тайга, сибирь , попа мира, 1959 год(в тех краях я думаю он вообще не отличался от 1859-го),
.....--пропали без вести 9 туристов, ВСЁ, ТОЧКА, КОНЕЦ ФИЛЬМА!!!!!!!!!!!
вот хоть убейте --- самый простой и логичный вариант, для умных людей о которых нам здесь пишут, без особых морально-этических принципов.......

volodia.ku2012@yandex.ru   2019-04-20 11:43 #186  

Интересные факты и доказательства! Только увидеть палатку с самолета на расстоянии 25-30 километров, как указано в показаниях летчика, невозможно! Даже в бинокль!Полагаю, что это ошибка. "Режет" глаз!

Topsecret   2019-11-27 13:31 #187  

Книга понравилась.Я тоже согласен с ракетной версией гибели группы Дятлова.
А когда и где проводились в СССР ракетные пуски,и где дислоцировались ракетные части указано здесь:
https://www.rvsn.info/index.html
и здесь:
https://www.proza.ru/2013/04/21/1435
Что касается Вашей книги ув.А.Каса.Вы проделали большую и титаническую работу.Это-труд!Но с Вашей версией гибели группы от действий ВОХРа и КГБ я не согласен.Вот и подтверждение,статья: «Смерть наступила от паралича дыхательного центра»
Военный медик рассказал свою версию гибели группы Дятлова:
https://www.znak.com/2017-06-20/voennyy_medik_rasskazal_svoyu_versiyu_gibeli_gruppy_dyatlova
Лично я имею свою версию гибели туристов.Насколько мне известно,такой еще не было:американская атомная подводная лодка из-зоны Арктики проводила испытательный,учебный или тактичский ракетный пуск ракеты "Регулус" или"Поларис" (дальность полета до 2200 км.).Во время пуска произошел технический сбой.Ракета изменила свой курс и направилась к советскому сибирскому побережью.Над Северным Уралом произошла её самоликвидация.По-злой иронии судьбы там оказалась группа Дятлова.Люди погибли.Зная,что советская разведка узнает об этом,американские власти по-закрытым каналам связи извинились перед советским правительством и попросили это дело засекретить.СССР пошел на уступки США и КГБ эту задачу успешно выполнил.Ну не начинать же Третью Мировую войну?


«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.