Статьи > Перевал Дятлова

Тайна гибели экспедиции Дятлова (версия Александра Каса)

Где могла произойти гибель группы Дятлова?

 
Поговорим о маршруте группы Дятлова. Как это ни странно звучит, но маршрутный лист Дятлова так и не был обнаружен, что вызвало большие затруднения в начале поисков. Не был обнаружен, или был умышленно скрыт следствием, чтобы не выдать реальное место гибели группы. Это очень важный момент. Матчасть:

Допрос свидетеля Королева В.И (УД. Лист 289):
...После утверждения Дятлов заполнил 3 экз. протокола, из которых 1 экз. он отдал комиссии, 2-й экз. – сдал в городской комитет по физкультуре и спорту т. Уфимцеву, от которого получил маршрутную книжку, а 3-й экземпляр протокола и копию маршрутной книжки Дятлов должен был передать в спортклуб УПИ и на основании этих документов он имел право получить снаряжение и деньги. Как выяснилось позже, Дятлов эти документы в УПИ не передал, а Председатель спортклуба УПИ Гордо без этих документов разрешил получить снаряжение и деньги. Не имея протокола и копии маршрутной книжки Гордо не мог вести контроль за движением группы
Странная получается ситуация, Дятлов со своей группой записывается на зачетный в мастера спорта маршрут, а саму маршрутную книгу в спортклуб УПИ не передал. Без этого абсолютно необходимого действа члены группы Дятлова не могли получить ни снаряжения, ни денег. И главное - не могли получить ЗАЧЕТ в мастера спорта. Ибо, как ставить зачет, если сам маршрут зачетной комиссии спортклуба не известен?

Поэтому версию о том, что Дятлов забыл сдать Маршрутную книгу и она сама собой пропала оставим как утопичную. Маршрутная книга, с картой прохождения маршрута и точным указанием планируемых привалов была кем-то умышленно изъята из дела. Почему?

А вот что свидетельствует о полной неизвестности маршрута Дятлова сестра одного из погибших туристов Колеватова Римма Сергеевна (УД, Лист 270):
Когда Политехнический институт начал организовывать поиски, оказалось, что в спортклубе не было схемы маршрута, по которому студенты ушли в поход, схемы, нанесенной на карту. Заместитель председателя спортивного клуба при УПИ т. Мильман, узнавший от третьих лиц о том, что у меня была карта со схемой маршрута перед отправлением группы в поход, позвонил моей сестре Нине Сергеевне Анисимовой с просьбой доставить карту, по которой можно было бы начать поиски. Но эту карту мой брат Александр взял с собою в поход. Карту эту брату дал Игнатий Фокич Рягин, заместитель начальника треста 'Гипромедьруда' (если я не ошибаюсь в названии), наш знакомый. Он знал те места и беседовал с братом о предстоящем походе. После звонка из спортклуба УПИ И.Ф. Рягин по нашей просьбе по памяти восстановил маршрут и нанес его на карту, которую я лично 19 февраля передала полковнику Ортюкову (он первым вылетел на поиски группы).
Вот и получается, что точного маршрута экспедиции Дятлова в спортклубе УПИ не оказалось, а первыми на поиски выехали почему-то военные с полковником Ортюковым. Не милиция, а сразу военные. Почему?

И вот что любопытно, заместителю спортклуба УПИ товарищу Мильману кое-как удалось установить маршрут Дятлова и сообщить его Отртюкову и, надо понимать, своему непосредственному начальнику, но Лев Иванович Гордо отправляет поиск по совсем другому маршруту, не через Вижай, а через Бурмантово. Читаем замечательные по своей информативности воспоминания летчика Георгия Карпушина:
Во второй половине февраля 1959 года к нам в авиаотряд пришел представитель УПИ по фамилии Гордо и этак неохотно рассказал, что в районе Ивделя на связь не выходит группа студентов, не мешало бы, дескать, организовать поиски… Но мы же не частная лавочка! Говорим: надо искать – делайте заявку. В итоге через некоторое время к нам действительно поступила заявка. На самолете Як-12А на поиск группы вылетели командир самолета Иван Емельянович Спицын, я и двое представителей УПИ. Фамилию первого не помню, вторым был уже вышеупомянутый Гордо… По словам Гордо, конечной целью группы Игоря Дятлова была гора Отортен. Затем студенты, перевалив Уральский хребет, должны были двигаться на юг по западному склону Урала и верховьям реки Вишеры. Последняя информация о их передвижении была такова: доехав на лесовозе до поселка Бурмантово, студенты отправились дальше по зимнику. Сначала мы обследовали подножие хребта и реки, но даже следов лыж обнаружено не было.
(Александр Архипов, «Высота 1079. Неизвестные страницы трагедии на перевале Дятлова» («АиФ-Урал», NN 2-3, 2004 г.)
Удивительно, но неторопливый на поиски студентов Гордо не только задержал поиски студентов в Свердловске, но и, затянув с заявкой на самолет, пустил поиск по ложному маршруту: через Бурмантово. Случайно ли? Проверим в конце нашего расследования...

Первое упоминанием о фактическом маршруте группы Дятлова мы находим в чуть ли не первой радиограмме поискового штаба:
Радиограмма 24.02, 10:30 (УД, Лист 142).
Сульману. След видел пастух Анямов Андрей примерно 8-9 дней назад след узких спортивных лыж, количество человек не установлено, следы направляются от верховьев Ауспии от нее направлении восточного склона Урала к северу верховьям Лозьвы нужно искать этом месте верховьях Ауспии Лозьвы также на западном склоне хребта по верховьям рек Ванья и Вишера... Неволин
Поиски только начались, и тут же появляется пастух Анямов Андрей, который видел лыжню туристов, но она прошла из верховьев Асуспии в верховья Лозьвы и далее на восточный склон хребта Урала, а потом на западный склон хребта. То есть группа Дятлова, согласно свидетелю Анямову, прошла не только в район Отортена, но и на западный склон Урала, то есть за Отортен. очень любопытное свидетельство. И ведь оно было проверено и признано верным! Именно благодаря этим сведениям и удалось так быстро найти лыжню дятловцев. Вот только проверить эту информацию после перевала из верховьев реки Ауспии подзабыли. Или нет?

Радиограмма Сульману, 26.02, 13 часов. (УД, Лист 144):
Соединились с Вижайским спасательным отрядом. Они верховья Лозьвы обследовали и следов не обнаружено. Они перешли верховья Ауспии. Ихпоследняя стоянка и лыжня, которая идет на хребет и в горах теряется. Их люди разбиты на 3 группы одна группа на хребет по течению Ауспии. Лыжня идет на хребет где теряется тчк Спасательный отряд разбился на 3 группы которых одна ушла поиски на хребет тчк По возвращении отряда обсудим как лучше искать тчк Тут только один их представитель который остался для встречи с нами тчк Неволин
Как мы видим, верховья Отортена якобы уже обследовала непонятное образование «Вижайский спасательный отряд», заранее прибывшая в составе военных Вижайлага под чутким руководством полковника Ортюкова. Хотя как можно было в такие короткие сроки и еще ДО начала спасательной операции студентами УПИ обследовать тысячи гектар гористой местности? Очевидно, что это умышленная дезинформация. дабы не пустить студентов далее перевала между Ауспией и Лозьвой, в сторону Отортена. Но даже в этой мутной радиограмме есть чёткое указание на проход группой Дятлова перевала: «лыжня идет на хребет».

Допрос свидетеля Брусницына (УД, Лист 362):
Первая группа (Слобцов, М.Шаравин и проводник Иван…) по азимуту, взятому с лыжни группыДятлова вышли на перевал Ауспия-Лозьва. Проводник настойчиво уверял нас в том, что группа непременно провалилась в провал у г.Отортен. Ребята, оставив у камней «останцев» на перевале проводника, решили по возможности подойти или хотя бы рассмотреть подступы к «провалу». Ребята при попытке взобраться на хребет высоты 1079 обнаружили покинутую палатку
Протокол допроса опрос свидетеля Шешкина Константина Ефимовича, 1933 года рождения, охотника - мансийца, проживал в юртах Пелым, Бурмантовский сельсовет. Допрошен прокурором города Ивдель Темпаловым 6 апреля 1959 г. (УД, Лист 263): «Примерно, в десятых числах февраля 1959 года мы, (...) и двое Анямовых ходили на охоту по р. Лозьва. Охотились мы, не доходя Уральских гор, примерно, 15 км. На охоте видели следы туристов на узких лыжах, которые шли по р. Лозьва.Следы были запорошены снегом на 4-5 см. Самих туристов не встречали и не слышали их. Как и что с ними случилось, мне неизвестно. Но во время выборов 1/III 59 г. в д. Бурмантово я слышал, что туристы потерялись, я говорил, что мы были на охоте и на р. Лозьва видели следы лыж туристов». Протокол допроса Анямова Андрея Алексеевича (УД, Лист 230): «По существу заданных вопросов поясняю, я в январе-марте м-це 1959 года я никогда и нигде туристов не видел. А только видел следы туристов – на дороге были следы узких лыж. Сколько человек шло нельзя определить. Следы я видел по р. Лозьва выше речки Ауспии 1,5 – 2 км. Следы шли на р. Ауспию, а далее на Урал-горы. Когда я видел следы точно числа не помню, но около или в конце января или в начале февраля 1959 г. Следы были заметены на чистом месте, а где лес слегка припорошены снегом. Я ходил на лыжах, вместе со мною еще были три человека Анямов Андрей (тоже) Алексеевич, мой племянник, Анямов Николай Павлович – тоже мой племянник, Цескин Константин манси».

Вот и получается, что все свидетели однозначно и уверенно утверждают: следы туристов видели за перевалом в верховьях реки Лозьвы и далее на Уральские горы, то есть в сторону Отортена. И вот что удивительное: проведя многодневную охоту в верховьях Ауспии и Лозьвы ни один из манси не заметил одиноко стоящую большую палатку на склоне абсолютно голой сопки Верхауспии, прямо напротив перевала. Они белку за 300 м видят, а тут целую палатку не углядели! А это значит, что в начале февраля, когда манси Анямовы охотились в районе Верхауспии, никакой палатки ещё не было, а туристы прошли далеко за перевал в верховья Лозьвы и далее на Уральский хребет. Палатка возникла после 10-ого февраля и её сразу обнаружили.

Кстати сказать, лыжня туристов сохранилась в лесной части до прибытия поисковиков-студентов. И она вела вовсе не на гору Верхауспию, где нашли палатку, а строго на перевал в долину реки Лозьвы. Об этом прямо свидетельствует поисковик М.П. Шаравин.

Беседа «ЦЕНТРа гражданского расследования трагедии дятловцев» с поисковиком М. Шаравиным (ШМ) 15.02.07. Дополнение к беседе («уточнения») от 28.02.2007:
В этот день мы одни расположились. 25-го ночевали, 26-го мы пошли в радиальные поиски. Отправились, по-моему, по трём маршрутам. Мы со Слобцовым и с проводником пошли вверх по Ауспии, прямо по ихней лыжне, вышли на перевал
В протоколах допроса напарника Шаравина, студента Вадима Брусницины сказано, якобы вышли к палатке по некоему азимуту движения Дятлова. Что за азимут такой, понять не может никто. А спустя годы Михаил Петрович поведал нам, что ни по какому азимуту, а прямо по лыжне дятловцев и вышли к перевалу. Другой лыжни к месту обнаружения Палатки обнаружено не было, ни в лесистой части, ни на склоне. Хотя казалось бы, следы от ног «бегущих дятловцев» на склоне сохранились, а утрамбованная лыжня испарилась... Но факт остается фактом: лыжня дятловцев вела строго ЗА ПЕРЕВАЛ В ДОЛИНУ РЕКИ ЛОЗЬВЫ И В СТОРОНУ ОТОРТЕНА. Михаил Петрович Шаравин - свидетель уникальный. По странному стечению обстоятельств только он, из всех поисковиков первого этапа поисков, допрошен в рамках УД не был. Почему, я расскажу позже и покажу эксклюзивную видео запись последнего интервью у Михаила Шаравина. А пока перейдем к другим интервью...

Интервью с Темпаловым Василием Ивановичем, прокурором Ивделя в 1959г.:
24февраля сообщили, что потерялась группа туристов. Приехали из Свердловска. Решили вызвать для поисков отряд и разыскать. Решили выбросить группы на Отортен и на склон горы 1079.Одной группе на конечном пункте - г. Отортен - надо было найти следы. Были ли они там? Вторая -1079 м. Манси послали. Они вышли втроем их искать. Манси обнаружили палатку. Потом послали людей. Собака обнаружила по запаху одежды девушки под настом 20 см. 2-й труп нашли из отряда Слобцова. Все трупы не видны...
Вот как получается, не туристы-поисковики обнаружили палатку, а манси. Они с помощью собаки и обнаружили первый труп девушки. И лишь потом послали «людей», спасателей-студентов из группы Слобцова, которые открывали палатку уже второй раз. И трупы обнаруживали. Но, согласно информации наиболее сведущего в том деле человека, прокурора Темпалова, именно манси обнаружили палатку ДО начала поисков и именно МАНСИ обнаружили ОДИН первый труп девушки, которая ближе всех и была к палатке. А вовсе не Слобцов с Шаравиным. И вовсе не два трупа у кедра были первыми обнаруженными, а один у палатки.Но, может Темпалов запамятовал, столько лет прошло.

Возьмем в руки Протокол его допроса от 18 апреля 1959 года и внимательно почитаем:
27 февраля 1959 г. мне сообщили, что обнаружен один труп на горе 1079 и найдена палатка студентов туристов. Я немедленно вылетел на вертолете на высоту 1079. Где на этой же высоте были обнаружен еще три трупа, а всего четыре, позднее был найден и пятый труп. Остальных 4 студентов обнаружить не удается по настоящее время так как в горах имеется очень большой и толстый снег
(УД, Лист 310)
Нет, ничего не напутал товарищ Темпалов. И в том 1959 году он утверждал: сначала был обнаружен ОДИН ТРУП у Палатки. И лишь потом остальные. Этот момент почему-то выпадает из внимания следователей, хотя само то следствие едва ли можно назвать следствием. Позорное заметание следов преступления под страхом нарушения гостайны. Пока складывается картина, что сначала палатку и трупы обнаружили манси, они дали ориентировку, по которой 24-25 февраля Палатку и первые трупы (один из которых женский) обнаружили с воздуха.

К данному моменту, благодаря усилиям выдающейся исследовательницы проблемы гибели группы Дятлова Марии Пискаревой было установлено даже имя первого мансийца, обнаружившего Палатку и первые трупы. Это Иван Фотеевич Пашин. Читаем отрывок из статьи «Мансийский след»:
Многие из «дятловедов», утверждают, что первыми нашли двоих погибших не Иван Пашин, а якобы другие поисковики. Но сидя на лавочке у дома Чагина Егора, Иван Фотеевич мне рассказал, что первый обнаружил палатку погибших, она была завалена снегом, конечно, с вершины снег сдувается, но если поставить какое-нибудь препятствие, ту же палатку, то снег скопится сначала на той стороне, где дуют господствующие ветра, а затем перевалит и на другую сторону палатки. И таким образом возникнет большой сугроб. Что и случилось. Пашин Иван нашел ее только потому что, как он говорил, на палатке был небольшой красный флажок. Этот факт, по-моему, нигде не фигурирует. Просто не знают или кому-то выгодно умалить достоинство Пашина И.Ф. Ну, как же, типа старик, что он понимает, что знает о этих местах. Дурачье, он все знает, но молчит, его никто и не спрашивает и не каждому доверит он эту тайну. По этому самому месту по этой самой оленьей дороге (салин-лех), он многих с Печоры привел на жительство в наши края на восточный склон Урала. Так, вот и первых погибших, девушку и парня у кедра, тоже нашел Ивани Фотеевич, как он мне рассказывал, один из них держал кусочек бересты, а другой спички, сидели они на корточках, полураздетые, в таком положении и замерзли. Кто держал спички, а кто бересту, я просто забыл, но думаю, что это не важно, по логике спички должен зажигать мужчина, думаю, что так и было, мужчина со спичками, девушка с берестой. «Дятловеды» все переиначили, не нашлось место Пашину И.Ф. в этой истории. Все и палатку и первых погибших нашли они, но не Иван Фотеевич, забрали себе все лавры. Я верю рассказам Пашина И.Ф. и только ему и только он мог найти первых пропавших.
Очень важная информация! И опять же первые трупы - это трупы не Юрия Дорошенко и Юрия Кривонищенко, как утверждает Следствие, а трупы Женщины и мужчины. При этом по свидетельству мансийца Пашина, в момент обнаружения на Палатке был сигнальный флажок, а у кедра в сидячем положении были два трупа Женщины и мужчины. Они пытались разжечь костер, но не смогли и замерзли (костра еще не было). Очевидно, что накануне допуска в Зону Происшествия студентов с бутафорским «местом преступления» и трупами происходили различные манипуляции. Режиссеры примеряли различные варианты для финальной сцены обнаружения трупов. Флажок на палатке тоже не случаен - по нему ориентировались вертолеты с «чужими людьми». Шла масштабная работа по инсценировке. Прямо накануне «первого» обнаружения.

А теперь возьмем в руки свидетельства пилота Георгия Карпушина, который входил в поисковый отряд на самолете:«...25 февраля погода выдалась просто чудесная... Примерно за 25 - 30 км до горы мы очень четко разглядели палатку, которая прилепилась к восточному склону... Сделали несколько заходов. Было отчетливо видно, что она разрезана с северной стороны. У палатки, головой к ней, лежал труп, судя по длинным волосам, - женский. Чуть в отдалении еще одно тело. Мне бросилось в глаза, что палатка неправильно поставлена, на уклоне примерно в 30 градусов, открытая всем ветрам и камнепаду... Эта ошибка и стала для них роковой... Зафиксировали положение палатки на карте и связались с Ивделем, получили команду возвращаться...» (АиФ-Урал. 2004 г.)

О том, что первыми обнаружили трупы вовсе не студенты-поисковики (Слобцов-Шаравин), а именно с воздуха, свидетельствует также судья г. Ивделя в 1959 г. Г.В. Новокрещенных.

Текст беседы президента «ЦЕНТРа гражданскогорасследования трагедии дятловцев» АлександраНечаева (НАВИГ) с Новокрещенных Георгием Васильевичем (НГВ),бывшим судьёй г. Ивдель в 1959 г., 09.08.08, г. Екатеринбург:
Александр Нечаев (НАВИГ): Начали их где-то искать с 20февраля.

НГВ: Вот именно.

НАВИГ: С самолёта.

НГВ: Применяли и вертолёты и охотников, и манси, лыжниковснарядили. Розыски были серьезные. Управление лагерное помогало. Воинская частьтоже была привлечена. Обнаружили их с вертолёта. Лоскутки палатки болтаются наветру.

Это мне всё рассказывал Владимир Иванович, уважаемый. Потом он сам приехал, потому что следователь только мог присутствовать.
http://samlib.ru/k/kizilow_g_i/djatlreading-book_1.shtml#met15
Очень интересно, почему сведения об обнаружении первых трупов и палатки от прокурора и судьи г. Ивделя не попали в официальное следствие? Прошу обратить внимание, что на момент обнаружения палатки, на ветру болтались большие лоскуты ткани. Когда 26.02.1959 года к палатке прибудут «первые» поисковики, у палатки будут отсутствовать лоскуты, а сама она будет привалена хорошо утрамбованным снегом.

Выводы:

1. Группа Дятлова прошла перевал между Ауспией и Лозьвой, лыжня туристов зафиксирована в верховьях Лозьвы и далее уходящей на Уральские горы всеми манси, охотившимися в том районе.

2. Оригинал маршрутной книжки Игоря Дятлова из УД был изъят. Точный маршрут, по которому группа должна была совершать поход, не известен.

3. Первые трупы были обнаружены у палатки не поисковиками-лыжниками, а манси, они сообщили координаты поисковикам. После Палатку и трупы обнаружили с воздуха. В районе 24-25 февраля. Первым обнаруженным трупом был женский труп.

4. Прокурор г. Ивделя Темпалов знал о трагедии намного больше, нежели официальное следствие и студенты-поисковики.

5. Палатка была установлена во второй половине февраля не на месте трагедии, а в месте, где её захотели обнаружить. Последние дни перед «обнаружением» в районе Палатки проходили какие-то инсценировки с трупами и палаткой.



[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] > 10 < [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29]
Содержание :
1. Введение
2. Это не лавина
3. Мистическая составляющая не имеет под собой почвы
4. Загадочный Отортен, куда поисковиков так и не пустили
5. Была ли группа Дятлова в долине Лозьвы и на Отортене?
6. Несколько замечаний по Уголовному Делу (УД)
7. Лишние лыжи в группе Дятлова - следы «чужих людей»
8. Экспертная оценка трупов
9. Как проводилось само делопроизводство по Уголовному делу. Соответствовало ли УД принятым стандартам?
10. Где могла произойти гибель группы Дятлова?
11. Фальсификация с Палаткой и следы присутствия «чужих людей»
12. Почему группа Дятлова не могла установить Палатку на высоте 1079
13. Почему Дятлов «забыл» протопить печку в лютый мороз
14. Следы присутствия у Палатки чужих людей
15. О чём говорят солдатские обмотки и портянки?
16. Ёлки-палки, или как появился настил у ручья?
17. Таинственный Лабаз, и как он появился
18. Какой следователь вел Дело группы Дятлова?
19. Как и когда проходил первый, настоящий осмотр трупов
20. Записка с Отортена и «солидные люди» в Ивделе
21. «Вечерний Отортен»
22. Неожиданный В.Д. Анкудинов, или последний свидетель, с кем откровенничал товарищ Возрождённый
23. Про «огненный шар» и сигнальную ракету
24. Таинственная «Застава Ильича», или откуда прибыл радист Неволин
25. Поддельные фотоплёнки от товарища Иванова, или как «добрый» следователь студентов развёл
26. Почему туристы были без обуви, про валенки и другие любопытные вещи
27. Фактические причины смерти туристов
28. Почему из Дела изъяты все Акты судебно-химических исследований трупов
29. Последние штрихи: рассматривая материалы 2-ого тома УД

 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.