Статьи > Миражи над Жигулями > Статьи Авесты

Некоторые былички о бестелесных голосах, сохраняемые населением Самарской области

 
На рубеже XIX и ХХ веков в городской культуре европейских народов происходит разделение, а где-то и прямое замещение традиционного и архаичного в своей основе религиозно-мистического фольклора на фольклор оккультно-мистический и оккультно-научный (последний существенно дополняется сначала концепциями научно-фантастической литературы, а позже и творческими фантазиями видового ряда современного кинематографа).

Вследствие чего происходит замена, например, традиционных быличек, повествующих о «нечистой силы» на современные рассказы об НЛО и контактах с их пилотами — нлонавтами. Указанное замещение хорошо описано в работе бывшего директора Академии космической медицины СССР (город Новосибирск) В.Санарова «НЛО и Энлонавты в свете фольклористики» [13, с. 145–154], а также затронуто в работе К.Юнга «Один современный миф» [16].

На территории Среднего Поволжья в Самарской области до настоящего времени сохраняется весьма самобытная мифология. О крайне любопытных местных быличках, преданиях, легендах повествующих о таинственных блуждающих огнях уже говорилось в авторской статье «Некоторые былички о блуждающих огнях сохраняемых населением Cамарской области» представленной на VI-ой Всероссийской научно-практической конференции «Эколого-географические проблемы регионов России» [5, с. 193–203]. Не имея возможности в данной статье рассмотреть большую часть даже наиболее интересных из них, автор считает важным остановится еще на одной современной волжской быличке — рассказах о бестелесных голосах.

Рассказы о бестелесных голосах, порой многократно повторяющих ту или иную фразу (и зачастую искажая еë до полной неузнаваемости), известны во многих уголках земли с древнейших времен. Крайне соблазнительно связать подобные описания с хорошо известным физическим явлением ныне именуемом эхо. Тем более, что один из вариантов греческой легенды о судьбе прекрасной нимфы Эхо прямо на это и намекает, сообщая: «она высохла так, что остался только ее голос» [3, с. 247].

В Японии также бестелесные голоса известны издревле. Там их именуют Уван, Ëкай или бестелесные Навии. Считается, что эти духи селятся в заброшенных храмах/домах и обычно не контактируют с человеком. В средневековых рыцарских сагах и романах весьма красочно описаны сумрачные залы таинственных замков, наполненные бестелесными голосами, выводящими непонятые фразы и невидимыми руками двигающие самые различные предметы, таков например Шахматный замок Грааля [4, с. 62].

Почти классикой стал отрывок ирландской саги «Плавание МакДуйна», где приводится следующее описание:
«Они (путешественники) плыли, пока не приблизились к гигантскому серебряному столпу. Был он четырехгранный и каждая сторона в два удара корабельных весел; чтобы обхватить его, требовалось восемь ударов весел. Ни клочка земли не было подле него — один бесконечный океан. Не было видно ни основания столпа, ни вершины его – так высок был он. С верха столпа спускалась, широко раскинувшись, серебряная сеть, и корабль со свернутыми парусами проплыл через одну из петель ее. Они услышали с вершины столпа голос мощный, звонкий, звучный, но не могли понять, никто говорит, ни на каком языке» [8, с. 45].

Было бы ошибкой считать, что подобные истории можно найти только в далеком прошлом. Интересная история приводится российским исследователем к.и.н. доктором философских наук А.М.Буровским (цикл «Загадки Хакасии»):
«На Енисее, между Тувой и Хакасией, близ современного поселка Майна — было древнее кладбище. Каждую ночь, ровно в полночь, на кладбище раздавался голос. Откуда он шел было неясно. Говорил (как бы) мужчина, но возраст его нельзя было определить. Какой-то бесплотный, шелестящий голос словно бы и не живого существа, бесстрастно произносил что-то вроде: «Теки мордо села поки тева». Все местные жители прекрасно знали об этом голосе. Знали и археологи, и всегда приводили на кладбище очередного новичка… Этот голос записывали на магнитофон. Язык пытались определить, слова понять. Много раз
пытались определить, откуда все-таки исходит этот звук… В 1980 г. при заполнении ложа Саяно-Шушенской ГЭС это кладбище затопили. Теперь в лучшем случае остались только магнитофонные записи» [14, с. 194–198].
На Самарской Луке многие рассказы о бестелесных голосах известны давно и в основном проецируются на один из отвершков Аскульского оврага. Там часто слышно некое неясное бормотание. Но кто «говорит» и что именно совершенно непонятно – «то лешанка поëт, за стогами прячется» [12]. К сожалению, эти рассказы малоинформативные. Впрочем, последнее характерно для большинства сообщений о необычном Самарской Луки (например, рассказы о появляющейся багровой стене или темном столбе [12]). В начале ХХ века самарский исследователь Ф.Т.Яковлев записал:
«На пчельнике часто слышны какие-то неопределенные звуки и туда никто не ходит потому что это место нечисто… Кто-то стонет, плачет, а никого нет…» [17].

Уже в конце ХХ века самарский этнограф Кирилл Серебреницкий зафиксировал былички о бестелесных голосах звучащих в майтуганских туманах. Там в темные безлунные ночи порой появляется призрак старого разбойничьего скита, и даже сегодня можно услышать странные бестелесные голоса, зовущие куда-то случайного путника, что-то нашептывая ему в ночи. Какие-то звуки похожие на эти бестелесные голоса автор слышал лично. Это произошло в ходе поездки с одной из московских съемочных групп в урочище Вавилов дол. Любопытно отметить, что там тоже есть заросший лесом овраг. И в какой-то момент обычные лесные звуки — шелест листвы, скрип стволов и постукивание ветвей, сменились размытым шумом характерным для современной городской улицы — обрывки каких-то разговоров, гул проезжающих разномастных автомобилей. А самое интересное было в том, что эти звуки не просто воспринимались на слух, но и устойчиво фиксировались.

В рамках рассматриваемой темы автор также рекомендует обратить внимание на рассказ писателя А.А.Бушкова «Веселый женский голос» (цикл Непознанное). Конечно, А.А.Бушков не лучший источник к использованию в рамках разрабатываемой темы, но дух подобных историй он передает замечательно, так что следует учесть и его:
«…Где-то почти над моей головой женский голос — громкий, звонкий, молодой – произнес короткую непонятную фразу и умолк. Причем на репродуктор это не походило нисколечко, звучало так, словно над головой у меня, на верхней полке, сидит женщина, она-то и сказала что-то непонятное, едва я оказался рядом. Но ведь нет там никого! … Прошелся я несколько раз взад-вперед. Всякий раз одно и то же: едва ступишь на эту чертову плиту, раздается женский голос: — Антелло калеми орто… Одна и та же фраза, всякий раз… буква в букву, ручаюсь, я ее слышал столько раз, что вызубрил наизусть» [1, с. 97–122].

Далее следует отметить, что целенаправленный поиск аналогичных материалов в Интернете показывает их крайнюю редкость. Некоторое исключение их «вкрапление» в те или иные художественные произведения. Выше были отмечены, как бы их правильно назвать эти несуразности — звуковые призраки, но уже в рамках ранее упомянутого явления профессор А.М.Буровский вскользь упомянул, что подобные явления были описаны в художественной литературе и для радиоэфира. Здесь А.М.Буровский имеет ввиду отрывок из повести братьев Стругацких «Полдень, XXII век»:
«Есть такой любопытный эффект… Если включить бортовой приемник на автонастройку, то рано или поздно он настроится на странную передачу. Среди тишины и шорохов эфира, раздается голос, спокойный и равнодушный, и повторяет одну и ту же фразу на рыбьем языке. Много лет его ловят, и много лет он повторяет одно и то же… Я слышал это, и многие слышали, но немногие рассказывали. Это не очень приятно вспоминать… Эфир пуст — даже помех нет, лишь слабые шорохи. И вдруг раздается этот голос… Существуют записи, над расшифровкой которых многие бились и бьются сейчас, но, по-моему, все это бессмысленно…» [2].

Для правильного восприятия дальнейшей информации следует сделать небольшое отступление. В настоящее время считается, что обычно современный человек просто не способен непосредственно воспринимать радиоволны/радиосигналы. Конечно, здесь речь идет лишь о допороговых мощностях излучения. Поскольку окажись человек в фокусе излучающего локатора — он просто поджарится, непосредственно ощутив радиоизлучение.

Но современная цивилизация уже довольно давно подарила человеку такое изобретение как радиоприемник. И стоит ли удивляться, что современный фольклор обогатился целым рядом рассказов о таинственных сигналах или даже целых передачах. К сожалению, большая часть информации о них сохранилась лишь в художественных произведениях (таких например, как роман Алексея Толстого «Аэлита» 1922 год) или в кратких газетных сообщениях об опытах Николы Теслы, его конкурента Гульельмо Маркони и ряда других изобретателей которые утверждали, что в начале ХХ-го века получали некие внеземные сигналы, и которые они не смогли расшифровать.

Следует указать, что поскольку автор не является специалистом в вопросах радиосвязи (а получить хорошую консультацию непосредственных специалистов по данной теме не удалось) в данной статье представлена лишь информация о неопознанных радиоголосах, а не всей известной совокупности зафиксированных радиосигналах непонятной природы (типа Вау, Блу и т.д.).

В этой связи интересна следующая малоизвестная история:
«Летом 1903 г. в Гималаи направилась экспедиция англичанина Дж.Томсона. В частности, его интересовали проблемы дальности распространения радиоволн. И вот однажды, находясь на высоте около пяти километров, Томсон, надев наушники, вдруг услышал в них человеческую речь. А ведь прошло всего восемь лет с момента изобретения радио, и для излучения радиоволн использовались практически лишь искровые радиопередатчики, позволявшие передавать сообщения только азбукой Морзе. А речь и музыка появились в эфире гораздо позже… Язык, на котором велась принятая Томсоном передача, был совершенно непонятен. Отрывистостью слов и сочетанием гласных он напоминал китайский или вьетнамский языки, но один из членов экспедиции, владевший китайским, не смог разобрать ни единого слова. К сожалению, когда на следующий день экспедиция двинулась дальше, неизвестная радиостанция исчезла и лишь на обратном пути, когда они снова оказались на старом месте, удалось перехватить загадочную последовательность слов вторично. Еще более странным оказалось то, что передача велась на коротких волнах, совершенно в те времена не освоенных. Продолжив наблюдения, Томсон обнаружил и другую радиостанцию, вещавшую на том же самом языке. У исследователя создалось впечатление, что между двумя передатчиками ведется устойчивый радиообмен! Началом передачи служили три музыкальных звука, похожие на удары гонга или колокола.

После возвращения с Гималаев Томсон напечатал статью о своем открытии в научном журнале Королевского общества. Статья, естественно, вы-звала огромный интерес. Поскольку автор сообщил длину волны, на которой работали таинственные радиостанции, ученые в разных странах пытались принять эти сигналы. Ими были обнаружены и другие неустановленные радиостанции, работающие в коротковолновом диапазоне» [15].

Впервые о «призрачных голосах эфира» в Поволжье (конечно без этого их красивого названия), автор услышал где-то в середине 80-х годов ХХ столетия (уточняю — именно услышал, а не узнал из СМИ или рунета).
Поступали эти сообщения обычно от людей, занимавшиеся весьма прозаическим делом — сбором земляники. Поскольку занятие это довольно монотонное и время затратное, многие из «сборщиков» брали с собой малогабаритные переносные радиоприемники. Поэтому люди собирали ягоду и вместе с тем слушали ту или иную радиостанцию. Многие предпочитали музыкальную волну «Маяка» (кажется, что его рабочей частотой была частота 873 кГц). И было замечено, что иногда прием текущей передачи нарушался, и приемник внезапно начинал воспроизводить какую-то тарабарщину. На слух это воспринималось так – размеренный мужской голос, очень настойчиво и быстро, произносит в эфире некий набор слов на незнакомом языке. Характерная особенность приема — громкость звучания приемника при этой передаче резко возрастала.

Сегодня данное явление раздражающе привычно. Оно характерно для эпохи, насилия принудительной рекламы, когда аппарат начинает громко орать на рекламной паузе, но совершенно не известное в тихие и застойные годы долгого брежневского правления. Как долго продолжалась подобная передача сказать сложно, поскольку раздраженный неожиданной помехой, владелец приемника обычно либо начинал вращать колесико настройки, переходя на другую волну, либо чертыхнувшись, просто выключал свой звуковоспроизводящий аппарат… Для данного исследования важно что происшествие запоминалось.

Несколько позже что-то подобное прорисовалось в рассказах об исследованиях «границы» (в других вариациях это прямо называлось рубежом) места в определенных кругах получившей название «зона биологической защиты» Самарской Луки. Там при пересечении этой не чем не выраженной на местности границы, животные (причем даже домашние, например коровы) начинали вести себя крайне агрессивно и зачастую даже нападали на человека.

Рассказчики также упоминали, что вблизи или при прохождении этой границы порой нарушался радиоприем — возникал «визжащий шум». А иногда начинал из динамиков звучать какой-то маловразумительный, но что важно в рамках рассматриваемой темы, многократно повторяющийся набор слов.

Можно предположить, что именно эти истории были записаны, литературно обработаны, а затем гармонично вошли составной частью в сюжет книги «Метро 2033. Безымянка» Сергея Палия:
«Другие считают, будто возле Рубежа стоят заградительные отряды, которые уничтожают любого, кто к ним приближается. Исполняется, мол, приказ нового правительства: не выпускать из опасных зон заразу… Самое распространенное мнение: Рубеж — аномальная зона, возникшая после катастрофы. Уже на расстоянии километра от условной линии сильно искажается и тонет в помехах радиосигнал, а у людей возникают галлюцинации и сильное недомогание. Ходоки-очевидцы утверждают, будто бы при подходе к Рубежу видны столбы дрожащего воздуха, а если погода хорошая, то можно услышать голоса, твердящие раз за разом один и тот же набор из цифр и букв, на первый взгляд кажущийся бессмысленным. ККВРКЗ-ЗО-игла-19–09. Один полковник бывших РВСН как-то обмолвился, что это транслируется вариант секретного кода для запуска ядерных ракет…» [7, с. 5].

Поскольку автора интересовали все проявления необычного, то отправляясь на поиски одного из фольклорных объектов Самарской Луки «мраморного колодца», он также брал с собой приемник. Кажется, что это был приемник VEF-204 или другая его разновидность. Насколько помнится, тогда услышать «таинственный голос» из эфира не удалось, но вот странные сигналы типа «бас-сверчок», забивающие значительную часть эфира, в этом районе слышать пришлось неоднократно. При этом иногда этот непонятный сигнал длился от получаса до двух часов кряду [6, с. 95–97].

Поскольку все эти радио-призраки фиксировалось в густонаселенном и технически насыщенном регионе, были предприняты отдельные попытки разобраться с этой помехой. Были зафиксированы (и даже записаны на бобинные магнитофоны, хотя судьба этих записей автору неизвестна) помехи с длиной волны около 300 метров (по ряду причин исследователи еë стали называть БС-помехой). Для этой помехи характерным является эффект выключения — в течение многих минут её громкость не меняется, а потом она скачком замолкает. Помеха бывает разной длительности — от минуты до часа, причем, чем ближе к моменту своего исчезновения, тем помеха короче.

Более того, имелись сообщения позволяющие связать появление «радиопризраков» с апериодически появляющимися лучами/столбами света неясной природы (например, это возможно волшебные подземные огни хозяйки Жигулевских гор [6, с. 92–95], а также с появлением значительных областей поляризации света наблюдаемых через поляризационные светофильтры).

Позднее с похожим эффектом автор сталкивался в районе камня Аусина и в окрестностях Стрелы Тохтамыша. Следует указать, что к этому времени техническое оснащение исследовательских групп сменилось. Всë с собой просто таскать невозможно и ранее использовавшийся приемник остался в прошлом, а ему на смену пришли портативные радиостанции российского производства, обычно работавшие в диапазоне частот 140–450 МГц.

На Стреле Тохтамыша было обнаружено два типа помех. Первый перекрывал FM диапазон (это диапазон от 80 до 100 МГц). При этом возникал нарастающий свист, забивающий прием стандартных радиостанций. Вторая разновидность (лично для автора более интересная) проявлялась на портативных радиостанциях или переговорных устройствах. Вовремя использования этих устройств, в некоторых местах апериодически появлялся «паразитный сигнал» блокировавший связь следующим образом. Все начиналось с многократного повторения последних разборчивых слов переданных вызывающим и шло с нарастающим темпом. Через какое-то время на передачу начинало наслаиваться какое-то «кваканье», а затем либо воцарялась «ватная тишина», либо все забивалось звуком напоминающим «визг» большой дисковой пилы, вгрызающейся в древесину. Иногда эта помеха могла держаться часами, а потом исчезать и вновь «возвращаться» где-то с интервалом минут в семьдесят. Между собой исследователи называли такой сигнал «пересмешником».

Имеются сообщения, что порой одновременно с этими помехами наблюдался целый ряд различных визуальных эффектов (например, смена освещенности, фиксируемая не только зрительно, но и на видеокамеру). Много позже автор узнал, что подобное «явление» известно и в среде энтузиастов-исследователей даже получило собственное имя «свистуны». «Свистуны» — многократное повторение, с нарастающей скоростью воспроизведения, какой-то фразы (или отдельного слова). Эдакий радио аналог звукового эха. Известен ли какой-либо природный процесс способный породить выше описанное явление или здесь требуется привлечение сложной, по меньшей мере четырех элементной технической системы: приемник – поймавший сигнал, запоминающее устройство, трансформатор сигнала и передатчик вновь и вновь излучающий в эфир искаженный сигнал — неясно.

Много подобных сигналов всколыхнувших Интернет было замечено в январе 2010 г. (и это было еще до знаменитой жары и пожаров лета 2010). Начался обмен мнениями. И тут на почтовый ящик автора пришли сообщения, что на Земле существуют некие «радиостанции призраки», иногда их еще называют «номерными радиостанциями». (Кому интересна эта тема могут более подробно посмотреть об этих объектах неплохую статью в «Википедии».) Большую часть времени «номерные радиостанции» — молчат, трещат, жужжат, пищат, свистят или наигрывают по кругу несколько нот какой-нибудь мелодии. Меньшую часть времени они ведут передачу непонятных сообщений, состоящих из чисел, отдельных фраз, слов или букв фонетического алфавита, которые появляются на определённых частотах и в определённое время.

Все эти передачи ведутся на разных языках, среди которых есть парочка мертвых, бесцветными голосами разного пола (иногда голос бывает детским). Часто голосовые передачи имеют отчетливые признаки электронной генерации. Слухов о них ходит множество. Вместе с тем, удивительно другое, автор весьма долгое время работавший с широким спектром материалов о необычном, лишь в 2010 г. узнал про существование «номерных радиостанций призраков».

Более того, ведущие исследователи «фантастического реализма» Луи Повель и Жак Бержье в своей основополагающей работе «Утро Магов» [10], указывают. «Среди нас могут, толпится великие призрачные». И затем они довольно подробно рассматривают механизмы их взаимного общения происходящего внутри нашего общества. Они даже пишут о серии загадочных посланий, вышедших в объявлениях «Таймса» и сообщениях переданных посредством картин и скульптур, но ни слова, ни полслова не говорят о загадочных «номерных радиостанциях», о которых в эпоху написания книги просто не могли не знать. Или все-таки почему-то не решились их упомянуть?

Тема рассказов о бестелесных голосов в Поволжье была бы неполной, если бы автор не упомянул еще о «телевизионных призраках».

Долгое время после наступления эпохи телевиденья в ХХ веке, жители Самары (тогда город еще именовался Куйбышев) могли смотреть только одну телевизионную программу. Местное телевиденье на втором канале включалось не каждый день, после семи вечера и всего на пару часов. Поэтому на этом канале, большую часть времени либо кружили помехи, либо в лучшем случае была выставлена настроечная таблица. Вместе с тем у самарских старожилов сохранились воспоминания, что порой некоторые телевизионные приемники ловили весьма неожиданные передачи. К сожалению, их подробные описания не сохранились. Исключение составляют лишь два видеоряда.

Первый демонстрировал какое-то большое, вероятно производственное помещение, с большими коробами (они почему-то воспринимались как большие станки с ЧПУ) и движущимися между ними шарнирными манипуляторами. Людей в этом помещении некогда не было. Данная картинка (с минимальными изменениями в кадре) транслировалась довольно долго. И обычно немного посмотрев эту скучищу — телевизор выключался. Больше всего это напоминало случайное подключение городской вещательной сети к какомуто служебному каналу промышленного телевиденья или чем-то похожим на Вайомингский инцидент в Чикаго 22 ноября 1987 г. Вместе с тем остается только гадать, было ли что-то подобное в городе Куйбышев в конце шестидесятых начале семидесятых годов ХХ столетия и кому это могло потребоваться.

Второй сюжет не отождествленных телепередач — с реалий сегодняшнего дня можно описать как электронный клип. Под ту или иную музыку, электронный луч по черно-белому экрану рисует замысловатые узоры. Важно, что и в первом и во втором случае видеоряда — картинка была, а звука не было.

Было бы наивно предполагать, что подобные не отождествленные телепередачи запомнились только волжанам. В Интернете можно найти несколько аналогичных историй. Например, работающий под ником VA3ZNW И.Григоров пишет:
«давно в детстве, лет пять мне было, много времени я проводил на даче, с бабушкой, на берегу реки Мзымта (кстати тоже фактически ущелье), село Молдовка… Сижу я, смотрю телевизор (старенький УНТ-47), ну как обычно дети смотрят урывками, отвлекаются на игрушки и т.д. В комнате никого не было. Вдруг я услышал, что передача прервалась какой-то необычной музыкой, которая сразу привлекла моё внимание, я просмотрел весь клип и прослушал весь музыкальный ряд, потом началась всякая ерунда и я продолжил свои прежние занятия, но музыку и клип запомнил (я запоминал стихи со второго раза, да и сейчас на память не жалуюсь). Каково же было моё изумление – когда года два назад увидел по телевизору музыкальную передачу «Воздух», на ТВ-6, в которой как утверждал ведущий, состоялась премьера клипа какой-то песни группы «Мумий Тролль». В этой песне я узнал то, что видел в детстве, и узнал клип, потому что он был чёрно-белый в оригинале, а не только в воспроизведении по-старому УНТ-47» [11].

В последнее время былички Среднего Поволжья повествующих о бестелесных голосах, в связи с массовым распространением сотовых телефонов, пополнились еще рассказами о так называемых «имитаторах». В рассказах о последних имелись уже привычные упоминания о непонятных фразах или серых шумах. (Обычно адресат таких подключений не определялся.) Но вместе с тем известны и более сложные истории. Суть их сводится к тому, что абонент получает звонки и даже в ряде случаев имеет более или менее связанную беседу с лицом из группы ему привычных контактов (номер абонента определяется автоматически). А потом выясняется, что предполагаемый собеседник данного звонка не делал и о состоявшемся разговоре просто не чего не знает. Вариант — закрутился, забыл — в принципе, возможен, но косвенно опровергается отсутствием фиксации данного вызова в памяти его сотового телефона. Впрочем, последнее тоже не является сто процентным доказательством — поскольку вызовы могут быть удалены. Но это уже целая цепочка действий, совершаемых непонятно ради чего. (Следует указать, что общее число радиотелефонов было незначительным, в соответствии с чем вероятность широкого тиражирования о подобных проявлениях бестелесных голосов крайне низка, хотя и известна в мире как таинственные электронные голоса известные по работам европейского исследователя К.Раудива).

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что в настоящее время автор не берется утверждать единую природу происхождения аудио, радио или теле-радио звучания бестелесных голосов. При внимательном рассмотрении данной темы, автора также просто поражает отсутствие информации о подобных «сигналах-призраках» поступающих от каких либо официальных структур (например, из теле или радиовещательных центров) по роду своей деятельности обладающих современным радиооборудованием и штатом профессиональных специалистов, способных работать на нем. Вместе с тем из литературы известно, что «профессиональные летчики, как и профессиональные ученые, не слишком склонны афишировать свои наблюдения странных объектов и явлений… Тем важнее и интереснее сообщения профессионалов, когда они все же решаются переступить через свои (впрочем, вполне понятные) опасения» [9, с. 32].

В заключение хочется указать, что в современном народном фольклоре все эти былички играют весьма заметную роль и следовательно заслуживают самого пристального внимания в краеведческих разработках.

© И.Л.Павлович,
ведущий инженер Самарского государственного
аэрокосмического университета им. академика С.П.Королёва
(г. Самара, Российская Федерация)


ЛИТЕРАТУРА


1. Бушков А.А. Другая улица, М.: Эксмо, 2014. 320 с.
2. Голос пустоты / сайт Аномалия URL: http://anomaly.su/node/1371 (дата обращения 21.10.2015 г.)
3. Мифологический словарь. Минск: Университет, 1989. 255 с.
4. Мэттьюз Д. Традиция Грааля. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1997. 160 с.
5. Павлович И.Л., Ратник О.В. Некоторые былички о блуждающих огнях сохраняемых населением самарской области // Эколого-географические проблемы регионов России: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Самара: ПГСГА, 2015. С. 193–203.
6. Павлович И.Л., Ратник О.В. Легенды Самарского Заречья. Там, где упала звезда. Самара: ООО «Книга», 2010. 180 с.
7. Палий С. Метро 2033. Безымянка, М.: АСТ, Астрель, 2011. 352 с.
8. Плавание святого Брендана // Техника Молодежи1979. №11. С. 12–14.
9. Платов Ю.В., Рубцов В.В. НЛО и современная наука, М.: Наука, 1991. 176 с.
10. Повель Л.Б., Жак У.М. София-Киев, 1994. 480 с.
11. Радиосигналы из прошлого / радиолюбительский портал URL: http://dxportal.ru/drugie-novosti-radiolyubitelya/21972-radiosignaly-vo-vremeni.html.
12. Рощевский Ю.К. Народная проза Самарской Луки // Тольятти, 2002, 340 с. или сайт Лука Онлайн / Былички / Рощевский Ю.К. Нехорошее место 2 и 3 http://lukaonline.ru/publications/bylichki/104/ (дата обращения 23.10.2015 г.)
13. Санаров В. НЛО и Энлонавты в свете фольклористики // Советская этнография, 1979. №2. С. 145–154.
14. Сибирская жуть: Сборник рассказов / Сост. А.А.Бушков. Красноярск: БОНУС; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 448 с.
15. Тайная радиопередача / сайт Загадки современности URL: http://neveroyatniymir.blogspot.ru/2013/03/taynaya-peredacha.html (дата обращения 06.11.2014 г.)
16. Юнг К. Один современный миф о вещах, наблюдаемых в небе. М.: Наука, 1993. 192 с.
17. Яковлев Ф.Т. Предания самарской губернии. Гордеев дол // архив ГБУСО «ЦГАСО» Ф.Р.558. оп.1. д.248.


 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2017
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.