Каменная Зоя
В православной церкви распространяют странные истории, различные городские легенды и прочую мифологию. В основном речь идет о древних сюжетах, однако бывают и примеры из современности. И благодаря им можно понять, как эти легенды появляются.
Представляет интерес легенда о стоянии Зои. Кратко: сын Клавдии Болонкиной привел в квартиру друзей, среди которых была Зоя Карнаухова. Затем сын по имени Николай куда-то отошел, а гости в это время начали танцевать. Зоя, которая встречалась с Николаем, сказанула: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!».
Тут важно напомнить, что речь идет о 1955 г., т. е. в этот период религия практически не имела никакого значения для большей части населения. Зоя эта почему-то решила станцевать с иконой. Друзья протестовали, говорили о том, что это страшный грех, однако Зоя отвечала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!».
Взяла она икону, прижала к груди, подошла к знакомым и застыла на месте. Затем эту «новость» распространили в церквях города (г. Куйбышев), туда якобы приезжали милиционеры, врачи и ничего поделать не могли.
Все исправить сумел только иеромонах Серафим. Он забрал икону и сказал, что на пасху стояние прекратиться. И вот как будто Зоя простояла так 128 дней. Конечно, многие православные деятели в это дело веруют.
Например, настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в Самарской области Роман Державин заявляет уже в наши дни:
«“Стояние Зои” — факт, который имел место на самом деле. Мне эту историю рассказывал мой отец. Чудо случилось более 50 лет назад, в январе 1956 года. Работница трубного завода Зоя Карнаухова отмечала с друзьями новогодние праздники. Её верующая мать запрещала дочери веселиться во время рождественского поста».
Т. е. оказывается, факт – это история, которую расскажет тот или иной поп. Но в действительности в ту пору историю распространяли среди верующих фанатиков, что вызвало даже незначительные волнения в городе. Но при этом верующие, которым рассказали о «стоянии», сами это, понятного дело, не видели.
В некоторых местных газетах в конце января были написаны статьи «по решению 13−й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе».
Волнения заключались в том, что группа (не такая уж и большая) православных фанатиков находилась возле дома.
Партийный функционер Михаил Ефремов по этому поводу отмечал:
«Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодёжь — и одна охальница начала танцевать с иконой и окаменела, одеревенела… И пошло, начал собираться народ… Тут же выставили милицейский пост. Где милиция, туда и глаза. Выставили конную милицию, а народ, раз так, — все туда. Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило снять все посты, охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев там не было, живёт там старуха».
Как оказалось, в действительности в доме жила старуха, та самая Клавдия Болонкина, именно она и распускала этот слух в городе (точнее, в церквях). Совершенно ясно, что никакой Зои и никакого монаха Серафима, который ее «спас», никогда не существовало.
Факты, впрочем, особо не волнуют православных фанатиков. Для них важнее сама легенда. Таким образом, вероятно, появилось большинство православных легенд. Благо, фанатики в этом плане не особенно требовательны. И в случае чего могут молиться даже стеклопакету.