Статьи > Карелия загадочная

Тайна карельских «идолов»

 
Летом 2003 года экспедиция, организованная автором, проводила исследования в Медвежьегорском районе Карелии. В народной памяти еще до сих пор сохранились обрывки древних преданий и легенд о неких «языческих идолах», поставленных невесть кем в таких глухих местах, где даже местные жители ориентировались с трудом.

Учитывая, что в интересующем нас районе в настоящее время нет ни одной населенной деревни, а ближайшая находится в 30 километрах, нам приходилось надеяться только на удачу и на те немногочисленные сведения, которыми мы располагали. Любой человек, взглянув на фотографии, поймет те удивительные ощущения, которые наполнили наши души. Языческая культура – чудесный и загадочный мир, дошедший до нас лишь пунктирно, осколочно, воссоздаваемый нами, как правило, интуитивным путём, вдруг, в образе идолов, предстал перед нами во всей своей самобытной красоте и величии.

Так что же, чётко сработала людская память, оставившая нам весть о существовании культовых мест, мест, где стояли идолы, где общались с богами наши предки.

Таинственные деревянные изваяния, расположенные друг от друга, как мы выяснили позже, в получасе ходьбы, совершенно не похожие один на другого, представляли собой своеобразный музей деревянной скульптуры под открытым небом.

Затерянные в глухой карельской тайге, неприступные своей непостижимостью, окруженные ореолом им одним ведомой святости, молчаливо и грозно взирали они на нас, пришельцев, дерзнувших нарушить их вековой покой. Когда и кем были они воздвигнуты? Чей божественный образ несут в себе? Какая магическая сила охраняет их от разрушения?

«Идолы» резко отличаются друг от друга и по размерам (от 1 до 2,5 метров высотой), и по характеру изображения. Особенно выделялся один, всем своим обликом напоминавший изображения знаменитых и загадочных каменных изваяний с острова Пасхи, что в Тихом океане. Что это: случайность или отголоски каких-то древних знаний, о которых мы уже никогда не узнаем? Изображения других «идолов» не поддаются какой-либо интерпретации, поскольку сведения о «деревянных языческих богах» наших предков даже в специальной литературе очень скудны, не говоря уже об их изображениях.

Единственное, что сближает найденных нами «идолов» – время их изготовления. Судя по структуре дерева, им более ста лет (об этом же свидетельствуют и некоторые местные легенды) и были они воздвигнуты где-то в конце 19 века. В то время, несмотря на укоренившееся уже христианство, элементы язычества («ведовства») были достаточно распространены в Карелии, о чем свидетельствуют историко-этнографические работы Шайжина, собравшего в конце 19 – начале 20 веков уникальные сведения о быте и верованиях населения Карелии. Рядом с двумя из найденных нами «идолов» находились их прежние полусгнившие «останки», что подтверждало сведения об их периодической восстанавливаемости (по некоторым данным, «идолы» «восстанавливаются» каждые 150 лет).

На первый взгляд создавалось впечатление, что деревянные изваяния расположены без видимой системы. Но так ли это? Ведь труд по их изготовлению был немалый, и вряд ли кто-либо от нечего делать ворочал тяжелые бревна в карельской глуши просто так, тем более, что прежде чем приступать к работе, бревно долго вымачивали, чтобы оно приобрело особую прочность и не подвергалось бы быстрому разрушению. Или за видимой бессистемностью есть определенная система в их расположении и выбранное место по каким-либо причинам неслучайно? А если неслучайно, то на чем основывались наши предки при выборе места? Вопросов было много.

Пожалуй, наиболее рациональным, как нам представлялось, было проверить места расположения идолов методом биолокации (так называют порой древнюю методику лозоходства). Издревле с помощью лозы искали подземные источники
воды, месторождения металлов. Методика лозоходства в древности широко применялась жителями Карелии. Не случайно, поэтому, ветки лозы – символа рудознатцев – украшали первый герб Карелии. И вполне возможно, что древние строители идолов могли использовать методику лозоходства.

С помощью двух Г-образных металлических рамок, являющихся нашими спутниками во всех экспедициях, мы изучали места расположения изваяний, подходя к ним с различных сторон, и неизменно рамки реагировали отклонением в стороны, не доходя до идола 1-1,5 метра. То есть, с учетом этого можно сказать, что идолы установлены в центре особой, так называемой, геоактивной зоны, имеющей диаметр примерно 2,5-3 метра.

Кстати сказать, ранее изучая каменные лабиринты, дольмены, менгиры, кромлехи и сейды, насчитывающих не одну тысячу лет и сохранившиеся до сих пор на территории современной Карелии при помощи различной аппаратуры, в том числе и с помощью биолокации, мы обнаружили, что все эти сооружения находятся именно в геоактивных зонах с целью извлечения наибольшей пользы от природных энергетических токов Земли.

Кстати, славянская традиция общения с так называемыми «малыми кумирами» - языческими идолами - сохранилась на Русском Севере в значительной степени благодаря контактам русских с чудью и саамами.

Но не это главное. Главное – наши духовные ощущения и переживания, когда, внимательно вглядываясь в изваяние, вдруг всем своим существом понимаешь, что природа одухотворена, и за всеми её проявлениями, за предметами стоят духовные сущности. Идол наполнен жизнью. Собственно, он и изготавливался для того, чтобы в нём пребывал определённый дух или бог. И христианские иконы мироточащие (ибо живые они) – функционально – святыни того же порядка и назначения, что и изваяния древних языческих богов. Ведь скульптурные (и не только) изображения нужны, подчас даже необходимы людям для возможности общения с богами и духами. Это как бы «дверь», пропускающая в иной мир. В этой «двери», в первую очередь, заинтересован сам человек. Ключ от этой «двери» находится в нас самих.

Почитание изображений богов, изваянных из дерева, ведёт начало с языческих времён – от идолов, которые устанавливались близ жилища, на перекрёстках лесных дорог. После внедрения в крае христианства, запрещающего подобные скульптурные изображения, идолы «ушли» в тайгу.

Как творились статуи в честь богов? С какими таинствами и как долго? Что при этом чувствовал мастер? Ясно одно – во время работы происходит чудо. Мастер начинает работать с бревном. В какой-то момент к нему вдруг приходит ощущение, что он вошел в диалог с богом, которому вырубает изваяние. Еще несколько минут назад всё казалось обыденным, и вдруг мастер не один, на него глядит изваянный им образ. И не просто глядит, а относится к мастеру как-то особенно, как будто говорит с ним… Последние взмахи резца. Мастер замедляет движения. Рука более не тянется к изваянию. Вот он – бог здесь, и касание его резцом уже недопустимо.

Возможно, это только поэтический образ и всё было совсем иначе. Однако, как мы лишний раз убеждаемся, старые легенды живут и сегодня. Они трансформируются, принимая новые формы, создавая целые сказочные миры, загадывают нам всё новые и новые загадки, как бы неустанно повторяя, что мы еще недостаточно знаем наш мир, его историю, его законы.

В любом случае карельские идолы – это новая загадка, а значит, Терра инкогнита – земля неразгаданная – еще ждет своих исследователей, и мы отправляемся в новое путешествие.


Автор рядом с загадочным идолом
 

Таинственный карельский идол
 

Таинственный идол карельской тайги
 


Алексей ПОПОВ,
Петрозаводск
Об авторе



 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.