Статьи > Миражи над Жигулями > Статьи Авесты

Играющие тени

 

Поиск


Поиск


Поиск камня Аусина оказался делом далеко не простым. Перед группой вставали вопросы: Что это за объект? Естественная скала-останец или некий рукотворный артефакт? Где точно он расположен? Всего этого не знали даже самые пожилые краеведы. Более восьми лет потратила группа «Авеста» и ее добровольные помощники на сбор предварительной информации.

На Самарской Луке местные жители про камень помнили, хотя их рассказы сильно разнились. Они менялись, отличаясь от уже известной версии о строительстве «мельницы»: только строил ее не простой крестьянин землепашец, а колдун и с помощью волшебства. «Камень тот сам шел - покачивался». И остановил это магическое деяние сам Хозяин леса, странствующий Николай-угодник...

К сюжету о неких мастерах-камнетесах, работавших по ночам и создавших в жигулевских лесах языческого идола, камень Аухиена, запиравшего подземные воды: под этим именем данный объект зафиксирован в книге Е.А. Ахмедовой «Региональный ландшафт.» (11).

Была здесь история про великана Аусина, добывшего из земли «каменный орех», внутри которого хранился большой изумруд. «Вдарил он в землю силой своей богатырской, вытащил камень. Расколол его на две половинки, извлек изумруд, а каменную скорлупу выбросил на землю. Вот и лежат они там, где упали, и поныне. Драгоценный изумруд поместил Аусин к своим сокровищам в темную пещеру». (Образ непоименованного богатыря, собирателя сокровищ, хорошо перекликается с образом «умного» (или хитрого) богатыря (длиннобородого карлика) Карка, обладающего волшебной силой. (12))

Но самую «красочную историю» о камне Аусина добыл один из «гостей» Поволжья - странствующий сталкер. (Сталкер - весьма популярный образ независимого исследователя загадочных зон, впервые представленный в произведении братьев Стругацких «Пикник на обочине» и одноименном фильме «Сталкер» (режиссер А. Тарковский).)

Стоит напомнить, что в середине 90-х годов интерес к необычному в российском обществе был удивительно велик, Тогда на Волгу приезжало довольно много «поисковиков», называвших себя сталкерами. Они жили довольно странными (для современного времени) интересами и весьма своеобразными представлениями о мире. И вот один из них, путешествуя в одиночку по Жигулям в поисках камня Аусина, в десятках километров от жилья встретил некоего Дедушку. Откуда тот появился, что там делал - неизвестно. Встретились. Разговорились.

Когда наш «поисковик» рассказал новому знакомому о цели своего похода, последний сильно разволновался. Немного успокоившись, странный Дедушка поведал следующую историю:

«Давным-давно жил в этих местах мудрый и богатый народ, просвещенный в тайном чародейском искусстве. Но не было в нем единства. Часть народа поклонялась Солнцу как животворящему началу, как символу жизни. Другие верили, что раньше у Земли было два живых Солнца, но потом одно умерло и стало Луной. Пройдут годы, века или тысячелетия, и второе живое Солнце также умрет, и мир будет принадлежать мертвым светилам, из которых старшее, а следовательно, более главное - Луна. Вот почему, нужно уже сегодня поклоняться холодной и мертвой Луне.

Раскол в народе был велик, основы учения и объекты поклонения несовместимы. Духовное противостояние закончилось войной, В ход пустили различное оружие, в том числе и волшебное: и молнии, сжигавшие целые города; нетленные тени, «дыханием» обращавшие в лед направлявшихся по всему свету и еще многое другое...

В конце войны поклонявшиеся угасшему Солнцу в глубинах Земли сотворили волшебный камень (воплощение Луны), силами колдовства подняли его на поверхность и дали ему имя Аухиен (что на древнем языке означало Беспощадный)...

Камень тот имел форму жернова и служил особым средством связи - вратами, соединявшими мир людей и мир духов. В центре камня было отверстие, куда стекала кровь приносимой жертвы, соединяя миры. Благодаря «вратам» сила врагов живого Солнца возросла. И тогда последние служители живого Солнца, собрав все силы, нанесли по этим землям страшный удар. Вздыбились горы, реки повернули свое течение вспять. Говорят, даже время тогда пошло по-иному... (В легенде «Утесы над Волгой» («Как горы Жигулевские возникли») также приводится «воспоминание» о рождении гор. «Давно это было, очень давно. В тe времена на месте Жигулевских гор простиралась обширная равнина. На ней паслись несметные стада, хлеба колосились в pocт человека. Волга будто глубоко вздохнула. Поднялась она мощной волной и стала опрокидывать один за другим вражьи челны. Поднялись два высоких утеса с отвесными скалами. Встали они на крутом склоне неприступной стеной». (13))

В разверзшейся рукотворной катастрофе погиб древний народ, только единицы уцелевших с той и другой стороны нашли спасение в особых пещерах. Но война не закончилась. Последние из противников сражаются и в наши дни. А в этих опустевших землях поселились китоврасы и василиски, только теперь старые они уже стали. Не опасные... Так что, не ищи ты этот камень. Не найдешь его». (Василиск - волшебный змей, взглядом обращающий в камень (2))

Вот такую странную историю поведал нашему сталкеру безымянный Дедушка. Потом какой-то миг, и нет его, скрылся в лесу, и даже опавшие ветки под ногами не трещат.

Также необходимо отметить, что данная история приводится во вторичном пересказе по памяти.

Мы можем сказать: весьма странный и ох какой грамотный Дедушка. Он знает про китоврасов (в древней обрядовой поэзии тесно связанных с богом Овсенем) и василисков и чем-то неуловимо напоминает того сказочного прохожего, некогда сказавшего Аусину «Бог в помощь!» и тем самым остановившего его деятельность. (О.В. Ратник считает, что в этой легенде отражено столкновение и борьба двух религий, старой языческой в лице Авсеня и новой христианской в лице «Дедушки-странника» или самого Николая-угодника. Причем, новая христианская религия оказывается сильнее старой и побеждает ее.)


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] > 25 < [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64]
Содержание :
1. Играющие тени
2. Сведения об авторах
3. От авторов
4. Вступление
5. Глава I. Мировые легенды о необычном. «Информационные звери», или «Как рождаются сенса
6. Литература
7. Кризис
8. + + +
9. + + +
10. Литература
11. Миф о вмешательстве
12. Следы и сигналы
13. «Сигналы» острова О
14. Реальность современной науки
15. + + +
16. Следы иного. Нан-Мадол.
17. База на острове
18. Литература
19. Космический след
20. Легенда о Фаэтоне
21. Битва за Марс
22. Литература
23. Глава II. Самарские легенды о необычном. Забытые боги древних славян
24. Авсень
25. Поиск
26. Путь к камню
27. Аналоги камня Аусина
28. Видение у камня Авсеня. О.В. Ратник
29. Кругловушка
30. Литература
31. По следам необычного. В погоне за НЛО.
32. Литература
33. Тайна дома О'Рук
34. Дом Голубого призрака, или как рождаются современные мифы
35. Литература
36. Из рассказов «Боцман
37. Пурпурный трон Византии
38. Городские истории о необычном. Музейные истории.
39. + + +
40. + + +
41. + + +
42. + + +
43. Дорога мёртвы
44. Смещение во времени
45. Смещение в мирах
46. Неузнанная улица
47. Сухие грозы
48. Глава III. В поисках необычного. Забытые имена.
49. Легенда о Черной Диадеме
50. + + +
51. Размышления о Черной диадеме
52. Литература
53. Таинственная миссия Ибн-Баттуты
54. Литература
55. Особая миссия профессора Иванова на Волге
56. Ритуал
57. + + +
58. Война за Северные архипелаги
59. Зазывание
60. Литература
61. Леи
62. Литература
63. Словарь терминов
64. Рекомендуемая литература к книге

 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.