Статьи > Миражи над Жигулями > Статьи Авесты

Играющие тени

 

Глава II. Самарские легенды о необычном. Забытые боги древних славян


[center] Глава II. Самарские легенды о необычном
Забытые боги древних славян[[/center]/b]

«Расскажи, Гамаюн - птица вещая, о рождении Коляды и о брате его Овсене (Авсене). Я о том расскажи - что было и как первые люди получили Звездную книгу». «Золотая книга Коляды»

В начале девяностых годов XX века, собирая мифы и легенды Среднего Поволжья, члены самарской группы «Авеста» обратили внимание на группу рассказов о волшебном камне, укрытом в горах Жигулевских. Почитание особых (отмеченных) камней является для славян обстоятельством довольно характерным. (Традиция почитания особых камней сохраняется в России и в наши щи в чем авторы могли лично убедиться в ходе одной из экспедиций на северо-запад Самарской области. (См. фото О.В. Ратник изучает «особый камень», известный у местного населения под именем Бабай-тюле).)



О.В. Ратник у Бабай-Тюле

«Магическая первооснова древнего по своему происхождению церемониала поклонения особым камням теперь нередко оказывается забытой. За уже привычными актами, за многими внешними, чисто обрядовыми деталями иногда теряется магический смысл происходящего и ранее доступный лишь жрецам и узкому кругу посвященных». (1).

Современные ученые подобные объекты объединяют в группу так называемых «камней следовиков». (2).

Многочисленные и весьма различные по своей природе источники сообщали, что где-то на Самарской Луке есть некий особый «поющий камень» - ему множество лет, а выглядит он как новый. Но дорога к нему забыта В некоторых рассказах у камня было даже имя - Аусин камень. (Тема легенд о камне Аусина особо выделена в переписке самарского исследователя В.И. Степанова с рядом российских краеведов. Это обстоятельство сыграло весьма существенную роль в планировании полевых экспедиций по поиску данного объекта.)

Просмотр краеведческой литературы выявил, что самое первое зафиксированное упоминание камня Аусина (обнаруженное группой) имеется в путеводителе Куйбышевского краеведа М.А. Емельянова «Самарская Лука и Жигули» (1938 г).. В книге сообщается, что «некий крестьянин Аусин решил сделать мельничный жернов, извлек из земли большой камень и потащил его к заранее выбранному месту. Но мельницу так и не сделал.» (3).

Весьма странная история. И зачем, спрашивается, включать ее в сборник описания региональных достопримечательностей? Мало ли кто и что собирался сделать, но не сделал? Может быть, автор «путеводителя», приводя данную историю, что-то не договорил? Тридцатые годы XX века в СССР были весьма сложным временем: власти всерьез боролись с различными мистическими верованиями и народными «суевериями». Да и кто, собственно, этот Аусин? Почему камень получил его имя?

В современном справочнике «Самарская топонимика» (1991 г). зафиксировано имя Аусина. Там сообщается, что «Аусин камень - гора близ Аусина оврага, по которому и поименована. Находится близ села Винновка на Самарской Луке. Данный топоним-прагмоним, отражает особенности использования людьми называемого объекта. Он соотносителен с татарским нарицательным «ау» - охота, охотничий и «син» -прилагательный аффикс второго лица « (4).

Несколько этнографических экспедиций самарских краеведов на Самарской Луке установили, что данное имя довольно устойчиво используется в повседневном обиходе, привязано к различным топонимическим объектам Самарской Луки «Яма Аусина, пруд Аусина, роща Аусина, Аусин луг, дорога Аусина» и т. д.

Сохранился следующий вариант рассказа о «неудачном строительстве»:

«Поднял Аусин из глубин Земли камень. На том месте яма образовалась (яма Аусина), потом водой заполнилась. Потащил он камень, а навстречу ему некий прохожий - странник. Прохожий возьми, да и скажи: «Бог в помощь». Сказал и ушел, исчез, и нет его. А Аусин, как ни бился, как ни старался, больше тот камень сдвинуть с места гак и не сумел. Прошли годы, и под собственным весом стал уходить камень в землю...»

Анализ собранной информации позволил выдвинуть предположение, что самарский Аусин - искаженное воспоминание о древнеславянском боге Авсене.


[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] > 23 < [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64]
Содержание :
1. Играющие тени
2. Сведения об авторах
3. От авторов
4. Вступление
5. Глава I. Мировые легенды о необычном. «Информационные звери», или «Как рождаются сенса
6. Литература
7. Кризис
8. + + +
9. + + +
10. Литература
11. Миф о вмешательстве
12. Следы и сигналы
13. «Сигналы» острова О
14. Реальность современной науки
15. + + +
16. Следы иного. Нан-Мадол.
17. База на острове
18. Литература
19. Космический след
20. Легенда о Фаэтоне
21. Битва за Марс
22. Литература
23. Глава II. Самарские легенды о необычном. Забытые боги древних славян
24. Авсень
25. Поиск
26. Путь к камню
27. Аналоги камня Аусина
28. Видение у камня Авсеня. О.В. Ратник
29. Кругловушка
30. Литература
31. По следам необычного. В погоне за НЛО.
32. Литература
33. Тайна дома О'Рук
34. Дом Голубого призрака, или как рождаются современные мифы
35. Литература
36. Из рассказов «Боцман
37. Пурпурный трон Византии
38. Городские истории о необычном. Музейные истории.
39. + + +
40. + + +
41. + + +
42. + + +
43. Дорога мёртвы
44. Смещение во времени
45. Смещение в мирах
46. Неузнанная улица
47. Сухие грозы
48. Глава III. В поисках необычного. Забытые имена.
49. Легенда о Черной Диадеме
50. + + +
51. Размышления о Черной диадеме
52. Литература
53. Таинственная миссия Ибн-Баттуты
54. Литература
55. Особая миссия профессора Иванова на Волге
56. Ритуал
57. + + +
58. Война за Северные архипелаги
59. Зазывание
60. Литература
61. Леи
62. Литература
63. Словарь терминов
64. Рекомендуемая литература к книге

 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.