Статьи > Урочище Х

Химеры урочища Икс

 

Глава 3



3

Группа желающих работать по теме организовалась быстро и сама собой. Собрания проводились плановые и стихийные. В массе информации, догадок и новых сомнений ориентироваться было сложно. Но работа шла.

Мы обходили старые ярославские храмы, рассматривали кресты, заходили внутрь. Шару требовалось найти аналог. Но то, что мы видели, не совсем подходило под описание находки 44-го года.

В адресные столы многих городов были разосланы запросы о гусевских земляках. Занималась этим Ирина Бойкова. Вскоре начали поступать справки. Иногородним мы затем посылали письма.

"Уважаемый Павел Григорьевич! Группа по изучению располагает данными приблизительно в 1890-1900 годах, в 38-м, в 44-м падение тел предположительно метеоритов большое значение то, что удастся вспомнить каким бы фантастическим ни представлялось может пролить свет". "Уважаемая Таисия Кононовна", "Уважаемый", "Уважаемая ". Письма разлетелись.

Мы начали опрашивать бывших жителей деревни, обитавших ныне в Ярославле. Чужие районы. Незнакомые улицы. Ветер и снег. Чужие подъезды.

Звонок. Открывает старая седая женщина.

- Здравствуйте - Мы представляемся и кратко объясняем цель своего прихода.

- Здравствуйте - Женщина улыбается и приглашает нас в квартиру.

- Вы ведь жили в такой-то деревне?

-Как же! Жила, жила. Я ведь и родилась там. Да вот уж давно в Ярославле живу.

- Нам говорил о вас ваш бывший односельчанин - Александр Петрович Гусев...

- Гусев? Это который же Гусев?.. Ах, Саша! Да, да, Саша... Как же, помню - Саша...

- Он говорил о каких-то странных событиях, что имели место в деревне...

- События... какие же события?..

- Что-то вроде падения метеорита...

- Это оттуда, значит... Да, да... Говорили... падало...

- Не можете ли вы что-нибудь дополнить?

- Дополнить? Да вы садитесь. Дополнить... Вы вот интересуетесь, много узнали, рассказали бы, как там деревня сейчас, живут еще? Нет? Деревня... как же... я там родилась... И Сашу Гусева помню...

Люди были в основном старыми и радовались, когда мы произносили полузабытые ими имена и названия. Но их ни в коем случае не следовало выводить на искомую нами информацию: они все должны были вспомнить сами. И когда имена и названия кончались и им нужно было вспоминать самим, их радость меркла. Другие, не столь старые, были хорошо отдрессированы Системой и молчали или уводили разговор в сторону. Аналогичная реакция прослеживалась и по результатам письменных запросов. Узнать таким путем удалось мало.

Больший "улов" дали розыски, предпринятые нами в библиотеках. Евгений Каштанов и Сергей Бородулин считали, что сообщения о так называемых омоложениях могли быть сильно преувеличены. Действительно, речь шла лишь о приобретаемом после купания в заливчике ощущении свежести да о том, что кожа в результате становилась упругой и чистой. Судя по всему, омоложения как такового и не было; с равным, а то и большим успехом можно было бы пачкаться в целебных грязях. Известно, что некоторые вещества, например фенолы в небольших концентрациях, могут дать точно такую же реакцию... Другой вопрос - откуда эти фенолы могли взяться? Но, вероятно, затрачивать усилия на поиски ответа не имело смысла: прежде нужно было установить, имеются ли в воде заливчика вещества, способные вызвать такую реакцию. Что касалось исцелений, то этот вопрос был еще более сложным: исцеления

происходить могли, но для этого достаточно было и веры в возможность избавления от болезни.

После консультаций со специалистами-ботаниками выяснилось, что ромашки в принципе могли бы изменить окраску своих лепестков (правда, не до черного, а до фиолетового цвета) при избытке в почве соединений азота. На этом также следовало остановиться: необходимо было либо найти необычную ромашку, либо произвести анализ почвы. Такие данные ничего не отвергали из сказанного Гусевым, по на их основании ничего нельзя было и утверждать.

Чем могли вызываться заболевания? Животные - очень чувствительные "датчики", показаниям которых следует доверять. Долго перечислять, на что болезненно реагируют животные, легче сказать' нормальная, "нулевая" реакция у животного - лишь на нормальную окружающую среду; все, что выходит за пределы нормы, может вызвать у животного чувство беспокойства, страха, а то и болезнь. Человек в физиологическом отношении - то же животное, но как датчик он уже мало на что годен, он слишком "загрублен", что, естественно, не спасает его от негативных воздействий выведенной из нормального состояния природной среды. Так что болеть и бояться может и он.

Безусловно, если сто лет назад на землю свалилось что-то инородное, то это была УЖЕ НЕ ТА ЗЕМЛЯ - как по причине присутствия в ней инородного тела, так и ввиду нарушения состояния верхнего слоя земли до какой-то глубины, что могло вызвать, скажем, изменение режима движения грунтовых вод, поднятие их к поверхности. Отсюда - изменение теплового режима поверхности, возможность выделения из вод каких-то растворенных газов. Могли усилиться в таком месте и выделения собственно подземных газов или каких-то летучих веществ, хотя бы той же ртути. Пусть в малой степени, но обязательно должен был нарушиться и установившийся здесь режим переходов энергии из литосферы в атмосферу (или наоборот). Уже сумма хотя бы части таких факторов могла вызвать и у животного, и у человека негативные последствия от пребывания в зоне с "изломанными" характеристиками.

"Изломанность" же ее могла начать формироваться не сто лет назад, а гораздо раньше. При дешифровке космических снимков Земли выявляется огромное количество так называемых кольцевых структур, имеющих различное происхождение. После нанесения их на карту наша планета по виду становится похожей на Луну. Безусловно, среди этих структур имеется огромное количество образований и метеоритного происхождения - это так называемые астроблемы, "звездные раны" Земли.

Внимательно изучая карты Ярославской области и прилегающих возвышенностей, можно заметить кольцевую структуру поперечником порядка 100 километров. Зона, о которой рассказывал Гусев, располагается в ее пределах. После затопления Рыбинского водохранилища на его западном берегу выявился ряд гораздо более мелких кольцевых структур - на это нам еще в начале нашей работы указывал председатель астросекции Анатолий Огнев. Имеются поблизости и прямолинейные русла речек, что может служить признаком наличия глубинных разломов или зон повышенных тектонических напряжений.

Ситуация усугублялась позднейшей техногенной аномалией - заливом огромных масс воды в чашу Рыбинского водохранилища. Последнее обстоятельство сильно усложняло предполагаемую картину геофизических процессов в районе будущих работ, а также вынуждало нас отбрасывать все сколько-нибудь сомнительные сообщения об аномальных явлениях позднее середины 30-х годов, когда зона и прилегающее к ней пространство общей площадью в 4500 квадратных километров постепенно превратились в котлован огромной стройки, в котором для коренных жителей этой российской Атлантиды происходило много непонятного и ранее невиданного.

Имелись насчет возможных причин болезней и иные соображения, доверять которым, правда, следовало с осторожностью. Уфолог Эмиль Бачурин (в книге ошибочно указано имя Эдуард) со ссылкой на вышедшую в 1987 году книгу Л. Леферье "Болезни контактеров" пишет, что обобщенные в этой книге случаи, происшедшие в основном в США и Канаде, говорят о возможности заболевания людей как в момент наблюдения НЛО, так и после пребывания на местах их посадок. Опираясь на данные Леферье, Бачурин выделяет несколько основных типов негативных воздействий на человека таких объектов и мест их посадок:

1) головные боли, усталость, быстрая утомляемость, тошнота;

2) частичная или полная амнезия (потеря памяти);

3) временные параличи, потеря способности передвигаться;

4) кожные заболевания и опухоли;

5) "аризонская лихорадка" и прочие лихорадочные состояния;

6) изменение состава крови.

Не будем здесь останавливаться на вопросе, что такое НЛО. Даже если допустить, что НЛО как изделия ВЦ существуют, мы, безусловно по незнанию часто заносим в эту категорию и массу сугубо природных явлений. А уже "обычная" шаровая молния, некогда тоже относившаяся к разряду АЯ, может проделывать удивительные "чудеса", испаряя с пальцев людей без каких-либо следов ожога кольца или превращая алмаз в уголь. Кто возьмется доказать, что "настоящие" АЯ не сделают подобного или чего-нибудь похлеще, и по отношению не только к косной материи, а и к живому организму?

Что было на осарках - НЛО или какое-нибудь другое аномальное явление, с этой точки зрения неважно: заболевания могли иметь место. Много ли нужно, чтобы человек или животное заболели? Оставим в покое фантастические догадки о не менее фантастических возможных причинах заболеваний и спустимся поближе к матушке земле. Тот же Леферье, по словам Бачурина, отмечает, что "аризонскую лихорадку" впервые подцепили исследователи знаменитого Аризонского кратера (США). Странным было то, что уже жившие в этих местах индейцы и белые ничем подобным не болели. Но ведь Аризонский кратер - метеоритного происхождения. Метеоритов на сей момент собрана не одна тонна, изучены они весьма детально, и ничего смертельно опасного для человека в них не обнаружено. Между тем у заболевших аризонской лихорадкой на восьмой день наступает пик подъема температуры, который обычно заканчивается ехitus letalis, смертельным исходом. Так откуда же болезнь& Возможно - из потревоженной ударом метеорита земли.

Но вопросы: были ли метеориты? было ли АЯ? был ли НЛО? - в нашем случае легко снимались вопросом: а были ли заболевания? На этом и здесь следовало остановиться.

Были найдены и аналоги сообщениям Гусева о таинственных "экспериментах" "человечков" над животными. Для удобства я дам краткую информацию об этих фактах по вышедшей несколько позднее описываемого периода книге Бориса Шуринова "Парадокс XX века" (М., 1990), где обобщена большая часть таких случаев, известных за рубежом. Правда, - это сразу следует отметить, - из приведенного в книге материала не следует, что манипуляции с животными проделывались "энлонавтами"; в книге отмечено лишь, что известно "много случаев загадочной гибели или исчезновения животных, связываемых с наблюдениями НЛО в этих же районах". Шуринов пишет: "Начиная с января 1974 года загадочная гибель животных фиксировалась в различных штатах США... 4 марта 1975 г. в газете "Нью-Йорк таймс" приводились многочисленные примеры калечения животных на севере Техаса и в Оклахоме. У животных отсутствовали отдельные части тела (язык, ухо, ноздря и т.д.). Губернатор штата Оклахома возглавил группу по расследованию каждого подобного факта. По заключению специалистов из Миннесотского университета, все операции над животными были проведены на профессиональном уровне. Кроме того, животные были полностью обескровлены, "как если бы это было сделано при помощи иглы".

Отмечается, что "животные гибнут ночью, чаще на рассвете", причем, согласно статистике, собранной по таким случаям в ПуэртоРико, из общего числа погибших животных на долю домашней птицы приходится 76,2%. Размеры раны, нанесенной неизвестным образом птице, порядка 6 миллиметров, при этом ткань оказывается как бы извлеченной каким-то инструментом, а кровь на краях раны отсутствует.

Полиция и Федеральный отдел сельского хозяйства в 1975 году детально разбирались со случаем умерщвления 10 гусей и 3 кур, принадлежавших Б.Белло (США). Выяснилось, что 9 гусей скончались после изъятия из их тел "проб" ткани диаметром 8 миллиметров и глубиной в 2,5 сантиметра, причем края ран зарубцевались, крови не было видно. "После случившегося в течение нескольких дней собаки отказывались идти на птичий двор".

Описаны и случаи, по отношению к которым наиболее применим термин "операция". Б.Шуринов отмечает: "Биофизик из Пуэрториканского университета д-р Анхель де ла Сьерра, детально изучивший один случай, отметил, что разрез, сделанный на ухе поросенка, похож на тот, что делается в экспериментальной хирургии при выявлении причин глухоты".

В ноябре 1973 года в США (штат Колорадо) отмечен случай с лошадью, "исчезнувшей, а затем найденной после долгих поисков, причем причины ее гибели остались необъясненными".

Не правда ли, странно? Гусев в 1988 году рассказывает о случаях, подобные которым станут известны широкому читателю в нашей стране лишь в 1990-м. Глухарь со вставленным в грудь кубиком, воровство лошадей, прооперированная свинья, страх животных перед местом странных событий... Шуринов закончил свою книгу в 1980-м, разумеется, приняв меры к сохранению авторства; с рукописью было ознакомлено весьма ограниченное количество уфологов, информация не могла проникнуть "в массы". Может быть, Гусев смог получить сообщения о таких фактах из-за рубежа? Это представлялось еще менее вероятным.

Любопытные сопоставления, как я уже говорил, возникли у нас сразу же по прослушивании рассказов о "зеленых человечках". Имеется большое количество качественных наблюдений как самих НЛО, так и их таинственных пассажиров. Не будем здесь вдаваться в предположения, что есть что, не будем пороть горячку о "пришельцах". Подойдем к делу проще: что-то есть, и люди это "что-то" наблюдают и рассказывают об увиденном ими самими или с чьих-то слов. Как Гусев. Далее. Эти странные "что-то" и "кто-то" наблюдаются людьми уже давно, вероятно тысячелетия.

Говоря о "чистых" случаях наблюдений, будем считать, что рассказанное - правда, из чего не вытекает, что все это действительно происходило: галлюцинации были в прошлом и никуда не исчезли сегодня. Характер галлюцинаций глубоко индивидуален и определяется жизненным опытом человека. Но тот же опыт задается обществом: образы нечисти и пришельцев достаточно обкатаны в общественном сознании и легко усваиваются индивидуумами. Поэтому при галлюцинаторном методе их производства такие образы хорошо отнивелированы, и результаты статистической обработки соответствующей информации могли бы ввести в заблуждение многих легковерных: "пришельцы" одинаковы, следовательно... Но отсюда следовало бы лишь, что внутри каждого из нас... сидит "пришелец".

Это обстоятельство заставляло серьезных исследователей феномена держать ухо востро, но при всем скепсисе приходилось признать: статистический анализ выявлял наличие общих черт наблюдаемого на "догаллюцинаторном" уровне, опережающем общественные штампы представлений. Полученная таким образом информация лежала вне известных аналогов и, обнаруживая некую систему, представляла огромный интерес.

Воспользуемся некоторыми данными из основательно сделанной и широко известной работы Жадера Перейры, которой пользуется и Б. Шуринов в "Парадоксе". Дотошный Перейра из имевшихся у него данных о 333 случаях контактов с "энлонавтами" забраковал 103 - царский жест, делающий честь исследователю. О росте энлонавтов можно было судить по 197 случаям. В 62 5% из них он находился в пределах от 0,7 до 1,6 метра. Цвет кожи был указан в 77 отчетах и в 9% из них упоминался зеленый цвет. Каждый четвертый НЛО оставил на почве материальные следы. Вокруг шестой части "наследивших" объектов найдены отпечатки следов существ. То, что рассказывал Гусев, достаточно хорошо вписывалось в выявленную Перейрой схему, хотя и относилось к несколько более раннему периоду.

В то же время нам не удалось найти упоминаний о следах в форме "копыт". Правда, в Библии, в книге пророка Иезекииля, дано описание ног существ, летевших на колеснице "А ноги их - ноги прямые, и ступни ног их - как ступня ноги у тельца". Этим интересным текстом, написанным около 2600 лет назад занималось большое количество исследователей, по мнению многих из них здесь, возможно, описан корабль пришельцев и его экипаж.

Лишь спустя какое-то время я узнал, что так называемые "отпечатки копыт дьявола" были известны мировой аномалистике. Правда, отмечалось, что появляются они часто в весьма необычных местах на стенах, крышах и т. д. Кто их оставлял - было неизвестно.

Возможно, феномен этот имел длинную предысторию. И может быть, не одним лишь гусевским землякам посчастливилось воочию наблюдать тех, кто оставлял такие следы? Удивительные существа с удивительными возможностями. Существа, которых удавалось увидеть крайне редко. Не отсюда ли берет свое начало образ черта? Народная фантазия выбитая из колеи "естественных" событии получила толчок для творчества и забрела в область невероятного наделив этих существ рогами и хвостами. Не исключено что библейский образ "херувимов", летевших на воздушной колеснице лучше сохранил реальный облик копытоногих пришельцев, поскольку народная фантазия обладает большой свободой лишь в устной традиции, образы, достаточно жестко зафиксированные в письменном тексте, меньше подвержены деформации извне.

Многое из рассказанного Гусевым в силу обстоятельств было передано нам в "дотарелочной" терминологии "пароход" 1900 года, летающие корабли , в конце концов - каленые огненные стрелы.

Это могло помочь в работе хотя, конечно, "люфт образности" и сто лет назад был не меньшим, чем сейчас. По сведениям зарубежных уфологов, в старинных рукописях упоминается об "огненных стрелах", летавших в небе Франции воскресной ночью 940 года и 2 ноября 979 года. О чем идет речь? О метеоритах? Что имел в виду английский хроникер Матвей Парижский, упоминая о наблюдении монахами аббатства св. Альбана в ночь на 1 января 1245 года летевшего в небе корабля, "хорошо освещенного и волшебно окрашенного"? В 1320 году над Англией же пролетел еще один корабль" багрового цвета - таких сообщении можно найти много. О каких "кораблях" здесь говорится? О каких "пароходах" толковали гусевские старики? Можно ли одно считать аналогом другого? Такие добытые нами данные были пока что "мертвыми".

Просматривая литературу по археологии, я наткнулся на весьма любопытное замечание. В статье Б. А.Колчина, помещенной в сборнике "Древняя Русь. Город, замок, село" (М, 1985) говорилось: " Наряду с железом в Древней Руси широко применялась углеродистая сталь (... ) Древнерусские письменные памятники сталь упоминают под термином "оцел". Мне бросилось в глаза сходство этих слов "оцел" - "осарки". Не производно ли второе слово от первого? В таком случае с определенной натяжкой можно было допустить, что шлак, о котором говорил Гусев, образовался не в 1890-м в результате падения "стрел", а намного раньше, и был не следствием воздействия этих "стрел" на почву а результатом человеческой деятельности - отбросами железоплавильного производства. Возможно, осарки были свалкой этого древнего шлака и "стрелы лишь выбросили шлак на поверхность Не являлось ли место событий, вдобавок ко всему, еще и археологическим памятником? Несмотря на всю необычность такого предположения, оно представлялось все-таки более вероятным, чем допущение об оплавлении земли при 'тихом" падении "стрел", пусть даже и "огненных".

Но наиболее интересным было обнаружение в книге "Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье" (М, 1981) аналога таинственного шара. Речь шла о скифском навершии. Здесь следует дать краткое разъяснение В музеях бывшего Советского Союза хранится огромное количество скифских изделии, извлеченных из древних курганов на территориях Украины, Казахстана, Алтая и Волжско-Уральских степей. Несмотря на обилие находок, до сих пор точно не установлено, существовало ли собственно Скифское царство на какой-то строго определенной территории. Сказать точно можно лишь то, что скифы чувствовали себя вольно на обширных, территориях, были весьма мобильны и действовали к югу от указанных районов вплоть до Египта. Древние мощные государства Востока были неприятно поражены появлением столь беспокойных соседей: фараон Псамметих откупался от них данью, ассирийский царь Асархаддон намеревался отдать в жены скифскому царю свою дочь, дабы усмирить будущего родственника, мидийский царь Киаксар (VII-VI вв. до н.э.), зазвав скифских вождей на пир, перебил их, не видя, вероятно, иной возможности ослабить мощь Скифии. Все эти меры не дали должных результатов, и в конце VI века до н.э. могущественный Дарий I, царь государства Ахеменидов, вторгся на земли скифов со своим войском. Спустя небольшое время, бросив раненых, добычу и обозы, Дарий возвратился в теплые края.

В богатых скифских курганах часто находят бронзовые или железные предметы, получившие название наверший. Эти изделия обычно имеют в верхней своей части зооморфное или антропоморфное украшение или какой-либо геометрический знак, ниже часто располагалась пустотелая конструкция в виде шара, конуса или цилиндра с прорезями по бокам, в самой нижней части находилась втулка для крепления навершия на шесте. Относительно назначения этих наверший ученые ведут споры. Здесь нет необходимости перечислять все точки зрения - их много. Приведу лишь одну, высказанную Е.В.Переводчиковой и Д.С.Раевским в уже упоминавшейся книге: "Скифские навершия служили венчающим элементом вертикальных столбов, игравших важную роль в религиозных ритуалах скифов, как погребальных, так, вероятно, и иных. Эти столбы трактовались как материальные воплощения образа мирового дерева или космического столпа, являющегося определяющим элементом скифской космологии".

Сюда же следует добавить, что из 163 найденных на территории СССР наверший 121 обнаружено в курганных комплексах, причем чаще всего эти предметы обнаруживают либо парами, либо по четыре штуки. В подавляющем большинстве случаев их находят "среди костяков коней, сопровождающих погребение или впряженных в погребальную повозку".


Сопоставление "шара Гусева" (слева) и навершия из Келермеса.
Диаметр обоих предметов условно показан равным.


Люди уже в древние времена догадывались, что жизнь на Земле дарована Солнцем. Светилу поклонялись, и его изображения, в том числе и стилизованные, помещали на предметах культа - это так называемые солярные символы. Встречались они и на навершиях.

По данным, которыми мы располагали, отдельные навершия имели втулки диаметром до 9 сантиметров. Если допустить, что у навершия из Келермеса, похожего на описанный Гусевым шар, поперечник втулки был близок к указанному, то диаметр шаровой части навершия, судя по помещенному в книге рисунку, мог достигать именно тех размеров, которые назвал Гусев. Намечалась и слабая параллель между стилизованным солярным символом на наверший и странной "гравировкой" внутри шара. Правда, имелись и натяжки: отношение поперечников втулки и шара на келермесской находке равнялось 1/3, в то время как у гусевского шара оно было порядка 1/6. К тому же втулки наверший были короткими, и вряд ли требовалось большое усилие, чтобы отделить навершие от полусгнившего шеста. Разумеется, все это были очень "сырые" соображения, требовались консультации у археологов.

Евгений Каштанов, с которым я поделился догадкой, тоже был поражен сходством навершия и шара, но сделал замечание, не согласиться с коим было невозможно степняки-скифы питали слабость лишь к путешествиям в южном направлении, север их почемуто не привлекал.

Но, может быть, речь шла о каком-то одиночном захоронении? Или захоронение было не чисто скифским и имело место заимствование обряда у скифов другими племенами? Могло ли навершие попасть из Скифии на север торговыми путями? Евгений высказал другое предположение да, скифы так далеко на север не заходили, но обычай захоронений с навершиями и не был чисто скифским. Обычай этот, возможно, корнями своими уходил в доскифскую эпоху - эпоху ариев.

Принято считать, что древнеарийские племена за две-три тысячи лет до нашей эры покинули степную зону и начали миграцию на юг и юго-восток, войдя в пределы Средней Азии, Иранского плато и Индии. Где находилась прародина ариев, до сих пор с точностью не установлено, однако высказывались мнения, что ее местоположение могло быть достаточно северным. Во всяком случае, культурное влияние древних ариев могло простираться на север дальше тех районов, до которых доходили скифы. Таким образом, если обычай захоронений с навершиями был еще арийским, то находки типа описанного Гусевым шара в наших местах в принципе нельзя исключить, тем более что чисто скифские навершия выполнялись, как правило, в известном "зверином" стиле, то есть с фигурками животных в верхней части, а до того как этот стиль сформировался бубенец навершия изготовлялся часто именно в форме шара. Не могло ли случиться так, что зеки в 1944 году по чистой случайности сделали то, что мечтал бы сделать каждый археолог: вынув из земли навершие-шар, они извлекли из глубины тысячелетий один конец цепи, звенья которой - обычаи, предания, верования, языки, - сцепляясь, протягивались в седое прошлое отсюда, с севера Руси, через века, леса, болота, степи, пустыни и горы, и последнее звено цепи этой там, на другом конце, может быть, когда-то было разогрето жарким дыханием далекой Индии.

Чем больше мы вчитывались в строки книг, тем отчетливее осознавали, что наш родной Север таил загадок ничуть не меньше, а то и больше чем оставили нам мощные культуры юга. Пусть с трудом, но ученые всего мира подвигаются в познании истории Юга, читая ее по каменным обломкам культур. Но как подвинуться в познании истории Севера, деревянные постройки которого давно обратились в прах? Народы двигались на Юг, имея меньший риск погибнуть в его пустынях, чем в снегах Севера. Редко войска южан входили в северные болота и леса, а если входили, то уже не возвращались. Страшные слухи о Севере множились, и не было желающих проверить их.

Древние легенды южан повествовали о диковинном месте, где день и ночь длились по полгода и чудно сияли "плененные воды".Там жили "происходящие от радуги" 10 апсар - блистающих водяниц, так в поэтизированной форме говорилось о северных сияниях.В Древней Индии знали о "Семерых Риши" (созвездие Большой Медведицы), находящихся "высоко в небе" и вращающихся вокруг центра мироздания, в верхней части которого бог Брахма укрепил Дхруву - Полярную звезду. Большая Медведица видна лишь в северных районах Индии низко над горизонтом, так что эти знания, вероятно, были занесены сюда древними ариями, пришедшими из более северных широт. Древнегреческие авторы помещали на крайнем Севере обитель "блаженного народа" - гипербореев. Эти люди отличались справедливостью и жили по 1000 лет. Но попасть туда было невозможно: в ледяных, окутанных мраком пустынях обитали свирепые грифы - четырехногие существа с когтистыми лапами и парой крыльев, а также "люди с козлиными ногами" Геродот (V в до н. э.) знал о некоем гиперборее Абарисе, который мог совершать путешествия на особой "стреле", перелетая через реки, леса и моря.

Уже ближе к весне мы предприняли попытки установить происхождение названий некоторых деревень в местности, где нам предстояло работать. Что могло означать, например, название бывшей деревни Хотавец? Нам показалось, что оно звучит как-то не по-русски. Зная, что в русском языке и санскрите, литературном языке Древней Индии, имеются сотни почти одинаково звучащих слов, я попытался по "Тибетско-русско-английскому словарю с санскритскими параллелями" Ю.Н.Рериха найти подобное слово. Самым близким оказалось "хотар" - жрец. Однако по данным Евгения Каштанова получалось, что в основе названия деревни лежал корень "кат" (сравните: "хата" и так далее). На языках индоевропейцев, финно-угров, тюрков и монголов этот корень входит в состав слов со значением "жилище", "дом", "поселок", "город" и т.д. Тот же корень, как полагают, содержится и в названии польского города Катовицы.

Конечно, все наши поиски были предварительными и предпринимались с целью хоть как-то сориентироваться в массе имеющегося материала. Мы не претендовали на близость найденного к истине, не посягали на обоснованность имеющихся знаний. Последнее слово должны были произнести специалисты. Но на обложках закрываемых нами книг все чаще мелькало далекое и таинственное слово - Индия.


[1] [2] [3] [4] > 5 < [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76]
Содержание :
1. ПРЕДИСЛОВИЕ. Об авторе.
2. ПРИКОСНОВЕНИЕ К ТАЙНЕ
3. На дальних подступах. Глава 1
4. Глава 2
5. Глава 3
6. Глава 4
7. СЕЗОН-89. Глава 1.
8. Глава 2
9. Глава 3
10. Глава 4
11. Глава 5
12. Глава 6
13. Глава 7
14. Глава 8
15. Глава 9
16. Глава 10
17. Глава 11
18. "Они идут на север". Глава 1
19. Глава 2
20. Глава 3
21. Свет из-под земли. Глава 1.
22. Глава 2
23. Глава 3
24. Глава 4
25. Глава 5
26. Озера. Глава 1.
27. Глава 2
28. Глава 3
29. Глава 4
30. СЕЗОН - 90. "Корабельные люди". Глава 1
31. Глава 2
32. Глава 3
33. Ночной визит. Глава 1
34. Глава 2
35. Глава 3
36. Глава 4
37. Глава 5
38. Глава 6
39. Глава 7
40. Глава 8
41. Глава 9
42. СЕЗОН - 91. "Здесь погибли четверо...". Глава 1
43. Глава 2
44. Глава 3
45. Глава 4
46. Глава 5
47. Глава 6
48. Глава 7
49. Химеры выходят на связь. Глава 1
50. Глава 2
51. Глава 3
52. Глава 4
53. Глава 5
54. В глубь веков. Глава 1
55. Глава 2
56. Глава 3
57. Глава 4
58. Глава 5
59. Глава 6
60. Глава 7
61. Глава 8
62. Глава 9
63. Глава 10
64. Глава 11
65. Глава 12
66. Глава 13
67. Глава 14
68. Глава 15
69. Шар желаний. Глава 1
70. Глава 2
71. Глава 3
72. Глава 4
73. Глава 5
74. Глава 6
75. Глава 7
76. ПОСТСКРИПТУМ, или Что было дальше?

 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2024
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.