Статьи > Миражи над Жигулями > История и природа Самарской Луки

Самарская Лука: легенды и были

 
Самарская Лука – один из интереснейших памятников природы и истории. Волга, встретив на пути Жигулевские горы, изменила свое течение, потекла на восток. Пройдя вдоль горного кряжа, река миновала Жигулевские ворота и снова устремилась на юг, образовав излучину длиной 220 километров. Ее и назвали Самарской Лукой. Река Усаделит луку на две части: восточную и западную. Нас интересует прежде всеговосточная часть, почти остров, омываемый водами Волги и Усы: возле села Переволоки реки отделяет друг от друга только небольшой перешеек,менее трех километров.

Гористая местность, покрытая лесами, изрезанная глубокими оврагами и окруженная почти со всех сторон водой, издавна привлекала внимание людей. Археологи обнаружили здесь следы нескольких городищ, основанных более трех тысяч лет назад, у сел Моркваши, Ширяево, Винновка, Лбище. Люди занимались охотой, бортничеством, рыбной ловлей, земледелием.

В разные годы Самарской Лукой владели хазары, булгары. В 1236 году по ней прошли орды монголо-татарского хана Батыя, опустошив эти земли. Но свято место пусто не бывает. В ХVI веке сюда стали приходить беглые крестьяне, вольные люди, казаки. Волжский водный путь в районе Самарской Луки стал ареной разбоев. Ушкуйники (так часто называли их по типу используемых ими судов) нападали на богатые купеческие караваны, преимущественно шедшие с низовий Волги, Каспия. Если попытка овладеть товарами не удавалась, они переволакивали (отсюда и название села Переволоки) свои ладьи на реку Усу и по течению сплавлялись по ней, чтобы встретить купцов у Жигулевских ворот.

Существует версия, что после убийства в низовья Волги персидского посла людьмиатамана Ермака, царь Иван Грозный приказал истребить их беспощадно. Казаки ушли на Самарскую Луку, где и основали свои станыатаманы Иван Кольцо, Барбоша, Митя Бритоусов и сам Ермак. Самарский архитектор и краевед Емельян Филимонович Гурьянов посчитал такую версию вполне реальной и лет тридцать назад попытался обосновать ее. Изучая фортификационную систему на горе Лбище, неприступной со стороны Волги, он пришел к выводу, что она была устроена весьма грамотно и могла выдержать пушечный обстрел.«Создание же такой продуманной обороны было по силам только предусмотрительному и дальновидному атаману», каким и являлся Ермак.

По указу Ивана Грозного осенью 1578 года снаряжается специальный отряд, которому надлежало пройти « на судах и по суше на конях» до Астрахани, и воров тех пытать, казнить и вешать. Купцы Строгановы, зная о таком решении царя, пригласили Ермака взять на себя охрану их городов в верховьях Камы. Весной 1579 года Ермак покинул Самарскую Луку и уже в конце июня пришел с дружиной на Каму в Орел-городок. Другие казаки ушли по реке Самаре на Яик (река Урал), а тех, кто остался на Самарской Луке, царские войска убили, их городки сожгли. Однако некоторые казаки все же уцелели, укрывших в потаенных местах Жигулевских гор. Когда беда миновала, вернулись на свои разрушенные станы, возродили их. Отсюда и пошли названия сел Ермаково, Кольцово, Севрюкаево.

С волжской вольницей связаны и названия отдельных вершин Жигулевских гор: Караульная, Стрельная, утес Шелудяк. Есть и пещера Степана Разина, Разинский овраг. И даже основание волжских городов Симбирска, Самары, Саратова, Царицына для защиты волжского пути не избавляло реку от разбоев. Академик Лепехин и в 1768 году писал, что гребные купеческие суда, имея до ста рабочих, вооружались пушками «для безопасности от разъезжающих по Волге удальцов». Желая покончить с волжской вольницей, Павел I издал в 1797 году приказ о патрулировании Волги военными судами, именуемыми гардкоутами. Два года они несли службу на реке, пока астраханский губернатор не сообщил адмиралу Кушелеву о том, что значительная часть «разбойничьих шаек» переловлена, и на реке установилось затишье. Гардкоуты были переданы в распоряжение Казанского адмиралтейства и только временами выходили в плавание для розыска нарушителей закона и патрулирования. Но затишье продолжалось недолго. В 1804 году в Петербург снова поступают сообщения о грабеже судов. И тогда плес от Казани до Астрахани стали патрулировать уже не девять, а 12 гардкоутов.

Государство давно пыталось освоить земли Самарской Луки. Сначала с помощь купечества. Так, первыми ее владельцами были уже упомянутые Строгановы. Они организовали возле горы Караульной вываривание соли из воды соляных ключей. В 1631-1632 годах соляные источники в районе современного села Усолья получил в оброчное содержание ярославский купец Надей Андреевич Светешников, на свои средства вооружавший второе ополчение, освободившее Москву от поляков. Он завел здесь крупный солеваренный промысел, построил укрепленный городок, несколько селений. Его земли получили название Надеинское Усолье.

Вскоре после постройки Самарской крепости был основанСамарский Спасо-Преображенский монастырь. В 1648 году царь Алексей Михайлович выдал патриарху Иосифу грамоту, по которой монастырю были отданы села и деревни Подкараульная, Терновая Поляна с пустошами, займищами, озерами, с бортными и другими угодьями. Став патриаршим домовым монастырем, в том же году он получил село Рождественское, рыбные ловли на реках Волга и Самара.

В 1723 году Петр I издал Указ о ликвидации Спасо-Преображенского монастыря, переводе монахов в Жадовскую пустынь Сызранского уезда и отдаче в оброк его земель и передаче села Рождественского « с селами и деревнями в дворцовое ведомство». Но в 1732 году из Москвы архиепископ казанский и свияжский получил приказание восстановить монастырь и вернуть в него монахов из Жадовской пустыни. Видимо, интерес к Самарской Луке проявляли весьма влиятельные люди прицарском дворе, если в 1738 году монастырь снова упразднили. Преображенская церковь при нем сгорела в огне пожара 1765 года.

В 1767 году Екатерина II совершалапоездку по Волге. В Симбирске ее свиту покинули фавориты Владимир Григорьевич и Григорий Григорьевич Орловы, чтобы посмотреть на Самарскую Луку, о которой так много слышали. Она им стольпонравилась, что они стали хлопотать о передаче ее в их владение. Екатерина II согласилась. К этому времени междуречье Волги и Усы было заселено так плотно, что братья организовали переселение крестьян из сел Рождествено, Винновка, Рязань, Переволоки, Брусяны и других на «пустопорожние земли» левобережья Волги.

В своих селах братья Орловы открывали школы для детей крестьян, больницы, стремились как-то облегчить положение своих крепостных. Владимир, в частности, в 1801 году писал своему управляющему: « Грешно отягощать подданных излишнею работою…Повторяю тебе иметь благосостояние их на сердце. Польза моя без соблюдениясего более горька будет для меня, нежели сладка».

Преобразования, проведенные братьями на Самарской Луке, наиболее ярко отразились на селе Усолье. Летом 1812 года его почти полностью уничтожил пожар. Владимир Орлов приказал отстроить заново по плану крепостного архитектора. Крепостные архитекторы составили проекты и господских каменных зданий в соответствии с пожеланиями владельца «…иметь строение прочное, удобное для намерения, для которого строится, а наружность была бы простая и приличная, но не затейливая».

Строительство продолжалось несколько лет. Были возведены трехэтажный корпус конторы, жилые двухэтажные флигели, склады, ткацкая, столярная, кузнечная и слесарная мастерские. За конторой разбили парк.

После смерти В.Г. Орлова Усолье досталось его внуку Владимиру Давыдову. Он решил превратить село в свою летнюю резиденцию. Оно украшалось новыми зданиями, домами для священника, конюхов, волостного правления, садовников. Последние ухаживали за ландшафтным парком, в котором росли специально подобранные породы деревьев и кустарников из жигулевских лесов. Усольская усадьба графа и поныне остается самым значительным архитектурным памятником Самарской Луки (см. фото усадьбы).

Красоты Жигулевских гор, легенды, которыми они были овеяны, давно привлекали вынимание самарских жителей. Молодые люди на лодках ходили по маршруту, названному «Жигулевской кругосветкой». Они сплавлялись по Волге до села Переволоки.Перетаскивали лодки на Усу, впадающую в Волгу, по которой и возвращались в город.Прелесть путешествия заключалась и в том, что весь путь, около 200 километров, проходил по течению рек.

Обычно поездка занимала в зависимости от погоды 7 – 10 дней. И каждый из них доставлял путешественникам немало радостей, раздумий о былом. Уже у мордовского села Шелехметь в гряде Жигулевских гор привлекают внимание Вислый Камень и гора Ош-Пандо-Нерь, (в переводе с мордовского «город–гора–мыс», на вершине которой сохранились остатки древнего укрепления Х – ХII веков. Существует легенда, что жила в давние времена в неприступной крепости на горе мордовская царица Анна-Патерь. Царица добрая и справедливая. Очень любили ее мирные землепашцы. Но однажды, когда с дружиной своей она спустилась в долину, враги подкараулили ее, свиту перебили, а саму Анну в полон угнали.

За селами Винновка и Осиновка расположено село Ермаково, жители которого считают, что их предки видели и знали знатного атамана, а на горе Лбище находился его стан. Гора эта со стороны Волги почти отвесна, нет никакой растительности. Одна из ее скал похожа на голову горбоносого великана, сосредоточенного и хмурого.

Городище на Лбище археологи называют одним из важнейших исторических объектов Самарской Луки. Природоведы утверждают, что она является очень ценным памятником природы, ибо сложена из доломитов иизвестняков, образовавшихся около 250 миллионов лет назад. А ботаники нашли на горе растения, свойственные целинным степям.

У села Ермаково хорошо виден с Волги и еще один памятник – часовня с большим крестом. К нему ведут с берега каменные ступени. Здесь похоронен защитник Порт-Артура А.Н. Люпов. Больной туберкулезом штабс-капитан ушел в отставку, в 1911 году решил поселиться у села Ермаково и заняться сельским хозяйством. В одну из осенних ночей был убит грабителями. В 1914 году на месте погребения его брат поставил часовню, а на кресте описал его жизненный путь.

После посещениягоры Лбище путешественники продолжали путь мимо сел Мордово, Кольцово, Брусяны и Малой Рязани. В Брусянах или Малой Рязани обязательно делали остановку, чтобы приобрести точильные бруски. Жители этих селделали их из сливного песчаника, добываемого в оврагах. Свои изделия они поставляли не только в волжские города, но и Москву.

У села Малая Рязань, основанного в 1770 году, береговые откосы в трещинах и выемках.В них устраивают гнезда красные утки, похожие на лебедей. Они прилетают на Волгу в мае и уже в августе возвращаются на Каспий.

Ниже села берег Волги скалист, изрезан оврагами и чем-то напоминает остатки древней крепостной стены. Здесь находится пещера Степана Разина. С реки вход в нее скрывают заросли колючего боярышника. Войти в нее можно только по козьей тропе со стороны Самарской Луки.Пещера имеет большой зал шириной 4, а длиной 20 метров. Высота его в прежние годы доходила до 4 – 5 метров. По обе стороны зала видны ниши и щели.

Легенда гласит, что волжский казак не раз укрывался в пещере, совершал набеги на купцов и даже хотел пробить подземный ход отсюда к Молодецкому кургану.

В селе Переволоки на подводах путешественники переправляли лодки на живописную речку Усу. В начале двадцатого века ее описание сделал самарский писатель С.Г. Скиталец.

«… река Уса до сих пор сохраняет свой прежний разбойничий вид: она течет в Жигулевских дебрях, меж скал и ущелий, дикая, безлюдная, то исчезая в лесу, то снова внезапно появляясь, то широкая и спокойная, то как бурный поток мчится по зубчатым порогам. Высокие крутые берега ее покрывает старый сосновый бор, и ни разу нигде не встречается жилья человеческого. И тихо бывает кругом, когда плывешь по ней на челноке с косым волжским парусом. Места здесь все заповедные, леса – дремучие. И стоят заросшие лесом горы все такими же дикими, как сотни лет назад… Все кругом овеяно поэтической песней, седой легендой…Тени далекого прошлого обитают здесь».

По берегам Усы нет сел. При ее впадении Волгу по правую руку возвышается Усинский курган. Каменная стена высотой 60 метров с плоской вершиной иногда называется «Лепешкой». Пристать к кургану невозможно, поэтому в плохую погоду здесь, случалось, гибли люди.

Легенда гласит, что на склонегоры зарыт клад Степана Разина: два ведра с золотом до самого верха. А на ведрах тех положен сверху железный лом. Если хочешь взять клад, то лом не должен пошевелить. Люди так и не стали отрывать клад атамана – бояться пошевелить лом, который заговорен.

Недалеко от Усинского кургана, но уже на Волге, стоит Молодецкий курган, с которого начинается гряда Жигулевских гор. Это его Волга встретила на своем пути и, не в силах преодолеть, повернула на восток, образуя крутую излучину – Самарскую Луку.

Молодецкий курган привлекал внимание всех путешественников. На него поднимались Ян Стрейс, Петр Паллас, Иван Лепехин. Со стороны Усы на его вершину ведет узкая тропа. И мало кто не изъявлял желание подняться по ней, чтобы получить возможность с высоты двухсот метров сразу увидеть и простор Волги, и панораму Усы.

К кургану прижалась Девья гора, неприступная со стороны Волги. И снова легенды. Молва гласит, что на Царевом кургане Степан Разин зарыл свою золотую трубку. С той поры часто можно видеть над вершиной дымок. То курится трубка атамана. А Девья гора называется так потому, что сбросила с нее в реку красна девица своего возлюбленного за измену. А на утренней заре и сама бросилась в Волгу.« С тех пор на заре, раз в год в эту ночь, только и слышно, как плачет, причитая, на Девьей горе девушка…»

Сказывали люди и по-другому. Один охотник стал атаманом и изменил своей невесте Дарьице с красавицей купчихой. Дарьица сбросила изменника в Волгу, а затем и сама кинулась в воды реки. Атман стал Молодецким курганом, Дарьица – Девьей горой.

Миновав Молодецкий курган, путешественники проплывали мимо Яблоневого оврага, получившего свое название от диких яблонь, растущих здесь в большом количестве. Затем их ждала встреча с селом Моркваши, основанном булгарами в ХIII веке, и Лысой горой, белый известковый гребень которой почти лишен какой-либо растительности. А далее они попадали в Жигулевские ворота, самое узкое место Волги, стесненное Серной горой и горой Тип-Тяв –наиболее высокой точкой Сокольих гор, простершихся по левому берегу до Самары.

Самое название Серная гора подсказывает, что ее недра содержат серу. Здесь ее и добывали по приказу Петра I для военных нужд. Заводской городок П.С. Паллас нашел уже заброшенным. Большая часть домов была разрушена, пустовала, и только в 12 избах жили крепостные люди заводчика. С тех пор прошла не одна сотня лет, но на гребне горы среди густого лесаеще можно найти следы горных выработок – квадратные колодцы.

В четырех километрах от Морквашей среди скалистых берегов, лишенных растительности, стоит утес Шелудяк. По преданию с его вершины и бросился в Волгу, окруженный врагами, сподвижник Степана Разина.

На пути к селу Ширяево (Ширяевский буерак) путешественников ждала встреча с волжскими полянами: Бахиловой, Солнечной, Липовой -прекрасными местами для отдыха. А самой главной достопримечательностью окрестностей села являются штольни. Они были пробиты в начале ХХ века для добычи камня. Квадратные входы в них расположены на склонах Поповой и Монастырской гор.Работы велись закрытым способом, с помощью небольших взрывов. Только потом глыбы известняка разбивались кувалдами и на вагонетках вывозились по рельсам на поверхность. Жигулевский камень шел на мощение самарских улиц. Купец Ванюшин имел здесь и известковый завод, дымовую трубу которого взорвали только в советские годы.

Штольни, которые по сей день привлекают туристов, облюбовали летучие мыши 12 видов. Четыре вида: ушан обыкновенный, северный кожанок, ночницы прудовая и водяная - в них и зимуют.

На пути к Самаре путешественники встречали гору Верблюд, Гаврилову поляну, после которой Волга отступила от Жигулевских гор, в прибрежной части которых находились села Подгоры, Выползово. Далее интерес представляли только Сокольи горы с Лысой горой, Коптевым и Студеным оврагами, Барбошиной поляной, тоже становищем некогда известного атамана. Этоуже дачная местность Самары.Последние годы сюда стремительно продвигаются городские кварталы.

В ХХ веке Самарская Лука сильно изменилась. В 1906 году крестьяне Усолья громили господскую усадьбу, разрушили остекленную башню-светелку, построенную графом на Караульнойгоре. Говорили, в иные дни с нее можно было видеть город Симбирск.

В 1918 году по Самарской Луке прошла народная армия КОМУЧа, а потом иКраснаяАрмия.Весной 1919 года на Самарской Луке вспыхнуло восстание крестьян, получившее название «чапанного». Командующий IV армии Восточного фронта М.В. Фрунзе сообщал В.И. Ленину, что оно проходило под лозунгами: «Да здравствует Советская власть на платформе Октябрьской революции! Долой коммунистов и коммуну! Долой жидов!»

Восставшие овладелимногими селами Самарской Луки, Ставрополем,планировали захват Самары, Сызрани, но были разбиты.

Обе стороны проявляли в отношении друг друга крайнюю жестокость. По неполным данным при подавлении вооруженного выступленияубито «мятежников» не менее 1000, расстреляно свыше 600, село Усинское «сожжено совершенно».

Со временем добыча камня была перенесена на Могутову гору и велась открытым способом. На Самарской Луке буровики давно искали нефть. И в 1944 году ее нашли в Яблоневом овраге в пластах девона. Поднялись в Жигулях нефтяные вышки, появились станки-качалки. Жигулевский заповедник, организованный в 1927 году, несколько раз закрывали и открывали заново, сокращали и увеличивали его территорию. Строительство Жигулевской ГЭС привело к образованию Куйбышевского водохранилища, река Уса в нижнем ее течении стала Усинским заливом. А сама Волга в районе Куйбышева - частью Саратовского водохранилища. И все-таки, и все-таки Жигулевская кругосветка никуда не исчезла. Этот водный маршрут прибрел в 6О-е годы еще большую популярность. Он имел не только познавательную ценность, но приобрел и идеологическую окраску. Как же, в юностис друзьями по самарскому марксистскому кружку на лодке «Нимфа» совершилпутешествие по Жигулевской кругосветке основатель первого в мире социалистического государства Владимир Ильич Ленин.

Об этом рассказал в своей книге «Юность вождя» А. Беляков. Книга была художественной, но этого никто не заметил (или не хотели заметить). Тем более, что автор называл в ней реально существовавших людей. Так родился еще один миф, каких было немало в советской истории. И в него поверили. Поверили настолько, что в селе ЕкатериновкаБезенчукского района, основанной, кстати, одним из братьев Орловых, нашли и место не реке Безенчук, где приставала лодка марксистов, и дом, в котором юный Ленин беседовал с местным торговцем П. Нечаевым. И на доме том установили мемориальную доску.

Куйбышевское книжное издательство выпустило в 1965 году книжечку краеведа Александра Васильевича Соболева «Жигулевская кругосветка» немыслимым для такого рода литературы 30-тысячным тиражом. Областной совет по туризму взял на себя организацию групп туристов и их отправку с инструкторами на маршрут. Нередко в такие группы входили и местные исполнители первых фестивалей туристической песни имени Валерия Грушина. И каждую неделю в поход отправлялось на весельных ялах несколько десятков молодых людей.

Орган Куйбышевского обкома КПСС газета «Волжская коммуна» дважды снаряжала по маршруту Жигулевской кругосветки экспедиции журналистов областного центра на лодке «Нимфа-2». Они рассказывали о красотах природы, промышленных объектах: Междуреченском лесоперевалочном комбинате, нефтепромыслах, Жигулевском комбинате строительных материалов, снабжающем цементом и шифером всю страну. Конечно, о Волжской ГЭС имени В.И. Ленина, Куйбышевском водохранилище, новых городах Жигулевске, Тольятти, о нови древних сел Самарской Луки…

Быстро бежит время, стремительно. Отошла хрущевская оттепель, приказала долго жить брежневская эпоха. Грушинский фестиваль все больше превращался в молодежную тусовку. Жигулевская кругосветка оказалась вновь забытой. Пришла горбачевская перестройка, в которую первоначально все поверили, воспрянули духом. Но уже в конце 80- годов все очевиднее становилось, что перестройку заговорили, заболтали.

В 1990 году Куйбышевское книжное издательство выпустило, первый и, кажется,последний литературно-публицистический сборник под названием «Голос земли самарской». Была в нем и статья Владимира Казарина «На обочине». В ней шла речь о селах Самарской Луки. И сегодня, спустя пятнадцать лет, мне не стыдно ее воспроизвести.

1773 г. Указом Сената от 22 июля Самара стала безуездным городом. Она исключена из состава Казанской губернии и включена в Оренбургскую. Самарский уезд передан в ведение Сызранской воеводской канцелярии.

24 декабря отряд пугачевцев под командованием И.Ф. Арапова без боя вошел в Самару. Но через несколько дней повстанцы были разбиты подошедшими войсками. Жителей города, встречавших восставших с иконами и молебным пением, секли плетьми. В подавлении выступления пугачевцев и дознании принимал участие Гаврила Романович Державин.

Видимо, в наказание, город Самара на правах слободы подчинили уездному городу Ставрополю.


samara.ru



 

Комментарии :

Комментариев нет

«Миражи над Жигулями»©2001—2017
При перепечатке статей обязательна прямая обратная ссылка на этот сайт.